Война, оружие, реванш. Трансформация Порошенко под видом защиты “мовы”
Акция протеста под стенами Верховной Рады дала старт избирательной кампании
Петр Порошенко и его коллеги по “Евросолидарности” в четверг, 16 июля, вывели под стены Верховной Рады сотни людей. Изначальной идеей акции был протест против законопроекта Максима Бужанского, которым переход школ с русского на украинский откладывался до 2023 года. И хотя рассмотрение проекта закона перенесли на пятницу, это не помешало оппозиционерам развернуть настоящий митинг “за мову”, а заодно повторить слоганы времен избирательной кампании Порошенко. Vesti.ua разбирались, кому выгодно в очередной раз спекулировать на языковом вопросе и как далеко готов зайти пятый президент Украины в битве рейтинг.
Зачем качают снова эту лодку
“Коротко о моем законопроекте 2362: вам лгут, это не закон о языке – это закон о правилах. Вам лгут, это не закон о сокращении украинского в школах, это о том, что все будут учить его одинаково. Вам лгут, это не откат назад, это шаг вперед, к ЕС, к европейским принципам. Ни один школьник не станет учить украинский меньше. Ни один школьник не станет учиться на украинском меньше, чем все остальные украинские школьники”, – так Бужанский резюмировал дискуссию о цели своего законопроекта.
Когда стало известно, что спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков поставил его на повестку дня заседания 16 июля, сам автор документа молчал, зато не молчала оппозиция.
Первыми выйти людей на улицы призвали Вятрович и Парубий, за ними в кампанию против Бужанского включились Геращенко и Порошенко.
Казалось, “слуга народа” бросил камень в воду, чтобы просто смотреть, как расходятся круги, и особо на позитивный исход голосования не надеялся, ведь вечером того же дня против законопроекта выступила целая группа его коллег.
Законопроект устраняет дискриминацию – говорил Бужанский. Это гонение на украинский язык и нужно его защитить – отвечали ему. И если раньше можно было только предполагать, что очередные спекуляции на языковой теме – это предвестник выборов, как традиционно бывает в Украине, то теперь, когда Верховная Рада официально назначила местные выборы на 25 октября, стало очевидным, что акция сторонников Порошенко – это старт борьбы за голоса избирателей. Но как-то грубовато получилось.
Снова оседлал конек “мовы”, что дальше?
Свое выступление перед собравшимися Петр Порошенко начал с традиционного для западной Украины приветствия “Славу Иисусу Христу!”. Будто на митинге во время предвыборного турне, он говорил о недопустимости реванша и вспоминал о Томосе. Постановил вычеркнуть имя фамилию Бужанского из лексикона и благословил молиться на украинском.
Послушать речи Порошенко и сотоварищи пришли и представители разных движений. Кроме “Европейской Солидарности”, были на мероприятии митингующие под флагами “Нацкорпуса”, Самообороны Майдана, ВО “Свобода”. Кто-то достал из нафталина оранжевый стяг “Так” времен Виктора Ющенко.
В соавторы законопроекта к депутату из “Слуги народа” участники собрания сосватали Владимира Путина, и почему-то обвинили в нападках на украинский язык министра внутренних дел Арсена Авакова, хотя сам языковой омбудсмен хвалил министра за выступления на украинском.
Кроме относительно нейтральных слоганов на плакатах, вроде “Черкасская область – за украинский язык”, были и довольно агрессивные, как то “Мова – це зброя, безпека, свобода” или “Не подобається мова — геть до Ростова”, с пылающей шиной, стилизованной под успевшую угодить в скандал айдентику проекта “Мандруй Україною”.
Нужно ли бороться за украинский язык, оскорбляя оппонентов? В конце концов, как говорил герой фильма “Пятый элемент”, есть много прекрасных слов, например, “Любовь”. Но из словаря митингующих страницы на букву “Л” были вырваны, поэтому каждый, кто выходил на сцену, говорил об оружии и войне, и никому в голову не пришло, что любовь будь-то к языку, будь-то к стране, агрессией не привьешь.
Апофеозом действа, которое обещали не сворачивать до 15:00 и снова развернуть в 17 июля, стал портрет Владимира Зеленского с пулей во лбу. “Армія, мова, віра” Петра Порошенко, успевшего немного окрепнуть после состязаний за власть, незаметно трансформировались в “Зброя, війна, реванш”, превращая мирную, богобоязненную, за традиционные ценности выступающую “Евросолидарность” в партию войны, и эта трансформация не может не пугать.
“Тише едешь – дальше будешь” не работает
Если вернуться к предмету спора, то что не устроило “Европейскую солидарность”, а за ними и “слуг народа” (один из которых даже отметился на акции протеста), в законопроекте Максима Бужанского, когда сам он в нем видит только положительные стороны? И если бы дело касалось только политиков, но документ разделил на два лагеря и множество простых украинцев, не входящих во властные круги. В соцсетях они снова называют друг друга порохоботами и зелебобиками и ведут ожесточенные споры, когда же школы должны полностью перейти на украинский.
Что интересно, часто те, кто пишут на русском, требуют украинизации школ с 1 сентября, а те, кто на украинском говорят, что все должно быть постепенно. С тем, чтобы идея обучения на украинском не вызывала отторжения ни у учителей, ни у учеников, ни у их родителей.
Родители школьников обращают внимание, что преподавательский состав зачастую не владеет украинским в той мере, чтобы излагать на нем свой предмет. С другой стороны есть нарекания, что к ученикам, которые общаются между собой на русском у украиноязычных учителей – предвзятое отношение.
На фоне нового обострения языкового вопроса в очередной раз вспомнили о проблеме несоблюдения Украиной Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Говорят, в отношении русского языка Украина нарушает ее практически по каждой статье, хотя русский входит в список языков, защищаемых на ее территории.
Здесь можно привести контраргумент, что большинство украинцев, которые в Украине разговаривают на русском языке, не являются этническими русскими, украинизация на официальном уровне – это исправление исторической ошибки, а русскоязычное национальное меньшинство просто попало под раздачу.
“Продолжается война за языковое пространство Украины! Это не академические дискуссии в свободном стиле о роли языка в жизни и смерти наций, это не место, где участники демонстрируют свою осведомленность и владение приемами риторики, словесных поединков. Продолжается война за украинскую идентичность, наш цивилизационный выбор, за Украинское государство! Пришло особое время – время ответственных решений и эффективного управления”, – написал директор Института украинского языка НАНу Павел Гриценко в комментарии по поводу возможного пересмотра закона о языке.
По факту эффективной получается только война – на улицах и в соцсетях. До ответственных решений украинцы пока не доросли.
Источник: www.vesti.ua