День космонавтики 12 апреля – зачем исследовать космос и что такое Noosphere Макса Полякова
Каждый год в годовщину первого полета человека в космос в мире отмечают День космонавтики. В этом году почувствовать себя космонавтом во враждебном космическом просторе сможет каждый – самоизоляция уже месяц заставляет украинцев смотреть на мир из своих квартир через окошки-иллюминаторы. Мероприятия также ушли в онлайн.
12 апреля во время “Космических шотов онлайн” представители Государственного космического агентства и Национального антарктического научного центра обсудят важные вопросы о проблемах космоса. Сайт “Сегодня” пообщался с организатором “Космических шотов”, координатором организации Noosphere Натальей Боротканич о том, как будут влиять кризисы на исследование космоса, и как космос повлияет на нашу жизнь.
– В чем особенность мероприятия “Космические шоты онлайн”? Как возникла идея такого формата? Какие были сложности перед реализацией?
– “Космические шоты” – это встречи, которые мы проводим в рамках научно-популярного журнала The Universe Space Tech. Наш журнал – это единственное в Украине печатное научно-популярное издание про космос и астрономию. Для наших читателей мы проводим встречи онлайн, на которых обсуждаем актуальные вопросы в мире космоса. На время карантина мы перешли в режим онлайн. В слове “шоты” заложен формат наших встреч – это несколько коротких лекций, вопросы-ответы. В День космонавтики гостями космических шотов будет глава Государственного космического агентства Владимир Усов и директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий. Планируем обсудить актуальные вопросы финансирования этих отраслей в условиях надвигающегося финансового кризиса. Зачем мы исследуем космос и Антарктиду? Это вопрос государственного престижа или все же мы рассчитываем на дивиденды, пусть и в отдаленной перспективе?
В этих отраслях Украина занимает видное место в мире. Если говорить о странах, которые способны создать спутник и вывести его на орбиту, используя собственную ракету-носитель, то таких в мире меньше двух десятков. Научные станции в Антарктиде имеют лишь 30 стран. Украина входит в оба перечня. Это очень важно для имиджа нашей страны. Не сложно догадаться, что остальные участники этих “клубов” – это страны-мировые экономические лидеры.
В то же время, и космос, и Антарктида сегодня активно коммерциализируются. Например, в Антарктиде развивается туризм. Время, когда основным инвестором космоса было государство, давно прошло. На этом рынке, как и в любой другой индустрии, работают частные компании, а вся их деятельность измеряется доходом. NASA сейчас сосредоточилось на научной части в исследовании космоса, а все направления, которые монетизируются, отдает частникам и заказывает у них услуги по конкурентной цене. Я бы привела пример программы космического агентства США “космическое такси” – доставка грузов и экипажа на орбиту. NASA платит компаниям фиксированную цену за стоимость доставки, все остальные заказы компании должны найти сами. Скорее всего в ближайшее время мы станем свидетелями бума космического туризма как на околоземную орбиту, так и окололунную.
К сожалению, Украина отстает от США в вопросе коммерциализации космоса как минимум на 20 лет. В США вопрос конкуренции и экономической эффективности космической деятельности начали активно обсуждать еще в середине 90-х, а в нулевых уже были зарегистрированы такие компании как Space X, Blue Origine. В Украине лишь два месяца тому, в феврале, вступил в силу закон, который разрешает частным компаниям заниматься ракетостроением. До этого момента у нас был единственный производитель ракет-носителей – государственное предприятие “Южный машиностроительный завод” и полная монополия государства. В условиях рынковой экономики такая схема не работает: отсутствие конкуренции не стимулирует производителя снижать цены и ускорять реализацию. Недавно глава космического агентства Владимир Усов на своей странице в Facebook опубликовал данные предварительного аудита отрасли: самые амбициозные космические проекты, такие как спутник связи “Лыбидь”, космодром Алкантара в Бразилии, оставили страну с долгами и убытками в размере 1 миллиарда долларов.
– На сайте организации указано, что миссия Noosphere – объединить ученых и исследователей для продвижения науки и технологий в бизнес-среде в глобальном масштабе. Как это реализуется на практике? Что вы могли бы рассказать о сегодняшнем научном и промышленном потенциале Украины в космической сфере?
– Noosphere – это не только организация, это целая экосистема, которую выстраивает ее основатель, бизнесмен и филантроп Макс Поляков. Система начинается с образовательной составляющей: кадры наше все. При семи вузах Украины функционируют инжиниринговые школы Noosphere, цель которых – “заразить” студентов идеями космоса и в перспективе предложить им рабочие места в украинских компаниях, которые входят в группу проектов Noosphere.
В космической сфере Макс Поляков выстраивает вертикаль, я бы сказала, создает космическую систему полного цикла с собственными ракетами, спутниками и анализом данных – как продукт для конечного пользователя. Это позволит Noosphere не зависеть от конкурентов, снизить финансовые затраты, а также придаст маневренность в вопросе коммерциализации космического бизнеса. Каждое звено этой системы может и должно работать самостоятельно, а в случае новых вызовов, компания сможет их быстро решить, интегрируя передовой опыт команд из разных сегментов.
В группу проектов Noosphere входят: американская ракетная компания Firefly Aerospace с научным центром в Днепре; компания, предоставляющая анализ спутниковых данных EOS; производитель спутников EOSSAT; компания по разработке электрореактивных двигателей SETS и др.
– После эпидемии коронавируса ожидают мировой экономический кризис. Как, на ваш взгляд, он скажется на предприятиях космической сферы?
– Космическая отрасль не оторвана от мировой экономики, поэтому кризис не может обойти ее стороной. Уже сейчас видно, какие компании пострадают больше всех – те, которые зависят от инвестора. Инвестор, будь-то в лице государства, или частный, теперь будет как никогда осторожным.
С начала коронакризиса о финансовых проблемах и роспуске сотрудников объявили две американские космические компании – OneWeb и Bigelow Aerospace. Первые – это компания-создатель широкополосного Интернета с помощью технологий мобильной спутниковой связи. Несмотря на то, что компания уже вывела на орбиту 74 спутника из 600 запланированных, 27 марта она подала заявление о банкротстве. Компания заявила, что им отказала в финансовой помощи группа SoftBank Group Corp, которая поддерживала деятельность OneWeb.