Лента “Дау” Ильи Хржановского вызвала возмущение в сети: разбираемся в ситуации

Кто-то называет ленту гениальным произведением современного искусства, а кто-то обвиняет режиссерскую группу в жестокости.

На днях на просторах украинского Интернета разгорелся скандал: в фильме “Дау” нашли кадры с младенцами, которые шокируют. Режиссера проекта обвинили в жестокости, а правоохранителей просят разобраться с вероятным нарушениями прав человека во время съемочного процесса. ТСН.uа собрал мнения экспертов, представителей власти, компании, которая снимала проект и тому подобное.

Что за “Дау”?

В начале 2019 года в Париже состоялась премьера художественного проекта “Дау”. Позже на 70-м Берлинском международном кинофестивале работа получила сразу две награды: за операторскую работу и художественное достижение.

Картина рассказывает о жизни советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трех Сталинских премий Льва Ландау. Ученый пять лет проработал в Харьковском физико-техническом университете, поэтому большую часть съемки решили проводить в Харькове. Там на месте открытого бассейна в спорткомплексе “Динамо” построили огромный павильон площадью в 6 тысяч квадратных метров. Декорации внутри воспроизводили атмосферу 1930-х.

В 2008 году создатели картины открыли кастинг, на который пришло более 50 тысяч человек, из которых выбрали около 1500 статистов. Также отобрали 400 прямых участников, которые играли определенные роли.

Среди участников были студенты, сотрудники силовых структур Украины и России, бездомные, проститутки, ученые, интеллектуалы и тому подобное. Также к съемкам привлекли группу российских неонацистов во главе с Максимом Марцинкевичем, который сейчас находится в тюрьме.

Участников проекта попросили подписать контракты, по которым они должны были отказаться от общения с родными и сдать личные вещи на момент съемки, которая растянулось почти на четыре года. Все это время они не могли выйти за пределы съемочной площадки. По всем локациям были развешаны камеры и микрофоны, поэтому быт людей фиксировался.

В общем отсняли и смонтировали 700 часов видео и свыше четырех тысяч часов аудио.

После презентации фильма режиссера обвинили в жестоком обращении с участниками. Например, есть сцены изнасилования главной героини бутылкой или издевательства и изнасилования группой неонацистов ассистентки Марины Абрамович, американского художника Эндрю Ондрежака, а также жестокое убийство ими же свиньи.

Собственно, из-за этого некоторые части проекта не прошли цензуру в России, вследствие чего их запретили там.

Кроме тех, кто жил на локациях, были также приглашенные гости, которые на время съемочного процесса должны были переодеться в одежду эпохи 30-х. Так, в фильме можно увидеть украинских политических деятелей: Михаила Добкина, Нестора Шуфрича, Михаила Бродского и Леонида Черновецкого. Журналист Дмитрий Гордон сыграл комбрига.

В интервью изданию “Новое время” в феврале режиссер Илья Хржановский сказал:

“Проект “Дау” устроен таким образом, что он зависит от точки зрения наблюдателя. То есть, есть некоторый мир и в зависимости от точки зрения, ты видишь его по-разному. Героев этих фильмов ты также видишь по-разному, поэтому их такое количество.

С одной стороны мы просто люди, с другой — мы все боги, каждый в масштабе какого-то момента своей жизни. Когда с точки зрения наблюдателя, со стороны на это смотрят, можно описывать меня, как монстра. И все это, вероятно, в какой-то степени является правдой. Ну, кроме совсем лжи и слухов, которыми вокруг этого проекта было наполнено все.

Мы пытались всю информацию удерживать, давая свободу любым слухам и разговорам. Но “Дау” — это просто много человеческих историй внутри определенного замкнутого мира. И сам этот мир — довольно простая вещь, где нет ничего особенного”.

Что произошло сейчас?

Российский режиссер Илья Хржановский выбрал позицию наблюдать, но не вмешиваться. Поэтому на съемочной площадке сняли настоящие изнасилования, побоища, жестокое обращение с детьми и убийства животных.

Четыре части проекта запретили к показу в России из-за содержания материалов, которые пропагандируют порнографию”.

В середине апреля 2020 года части проекта начали появляться в Интернете. Сцены, которые присутствуют в картине, вызвали возмущение в Сети.

Так, эксперт по нейропсихологии Елена Самойленко обратила внимание на кадры с младенцами с одной из частей проекта “Дау: Дегенерация”. Она обеспокоилась участием детей, как актеров в сценах насилия над ними. На скриншотах из фильма, которые она опубликовала, видно, что над совсем маленькими детьми якобы проводят эксперименты: цепляют на их головы электроды, закрывают их в клетках и тому подобное.

“В сцене с младенцами тяжелые чувства героев-младенцев передавались через настоящие чувства “актеров-младенцев”. Которые не могли долго смотреть в камеру и “дать знак оператору, что не могут больше сниматься”. На таких съемочных площадках должны быть не только родители, но и представители службы по делам детей, педиатр, детский невролог. Здесь не вопрос цензуры и зашоренности. Это права человека обычного. Они существуют даже если человек их не понимает”, — пишет Самойленко.

Я не собиралась смотреть ДАУ ( и не смотрю). Но сегодня в ленте меня догнал фрагмент с младенцами с “Дегенерации…

Опубликовано Lena Samojlenko Воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Ее возмущение вызвал именно непрерывный плач младенцев.

“Во-первых, потому что дети не могли отказаться от съемок в момент, не могли сказать, что им не нравится окружение. Они плакали, а взрослые их не успокаивали. Это неадекватно, это могло спровоцировать депрессию, фрустрацию и страх смерти у ребенка. Во-вторых, там где им было надо, съемочная группа “Дау” прибегала к бутафорским элементам, гриму, состариванию и т.д. Но младенцев решили взять настоящих. Или надо нарушать права ребенка ради искусства во времена существования CGI, реалистичных кукол и возможностей монтажных программ?” — говорит она.
 
В комментариях к сообщению написала участница съемочной группы, которая сообщила, что дети, которые принимали участие в картине, из детского дома и согласие на их съемку давали их опекуны — то есть руководство заведений.

А что государство?

Эту информацию подтвердил и детский омбудсмен Дмитрий Кулеба.

“По полученной предварительно информации в съемках использовали детей из дома ребенка. В кадрах – младенцы. Это дети, для которых участие в таких съемках может быть травмой на всю жизнь! Есть также и другие факты, которые требуют подтверждения”, — написал он в Facebook.

Кулеба сообщил, что инициировал обращение к правоохранителям, чтобы установить причастных к ситуации и разобраться в правомерности таких действий.

В сети появилась информация и кадры отношении использования детей в съемках фильма “ДАУ. Дегенерация”. Добавлю изображения…

Опубликовано Николай Кулеба Вторник, 21 апреля 2020 г.

В то же время в Офисе генпрокурора сообщили, что ювенальные прокуроры Харьковской области открыли уголовные дела по пыткам над несовершеннолетними и изготовление и распространение произведений, пропагандирующих культ насилия.

А создатели проекта что-то говорят?

В компании “Феномен-Украина”, которая организовывала съемки в Украине, написали обращение к Кулебе:

“Дети, которые принимали участие в этой съемке, находились на съемочной площадке вместе со своими официальными опекунами. Все действия съемочной группы были согласованы с органами опеки. Съемочную площадку заранее осмотрел медицинскй персонал. Машина скорой помощи присутствовала на съемочной площадке. “Феномен-Украина” имеет разрешение на съемку и подтверждение того, что дети находились с опекунами, сразу после съемки покинули площадку, а у опекунов нет никаких претензий к “Феномен-Украина”.

По их словам, никакого влияния на детей реквизитом или муляжними копиями научных и медицинских приборов не осуществляли. А плач детей, как они утверждают, был только звуковой фонограммой, которую усилили во время монтажа. Она должна была усиливать эмоции у зрителей.

В то же время мемориальный центр Холокоста “Бабий Яр”, художественным руководителем которого является режиссер картины, также выразил свою позицию относительно ситуации. Так, прессслужба центра отказалась давать оценку фильмам и методам, которыми они созданы, однако заявили, что будут ждать расследования и выводы соответствующей экспертизы, если таковая будет назначена.

“Мы уверены, что любое насилие недопустимо: ни в прошлые времена, ни теперь. Свобода и достоинство человека, его жизнь и его права являются высшими ценностями. Мемориальный центр защищал и будет защищать эти ценности и исповедует их в своей деятельности. В то же время подчеркиваем, что все обвинения, которые звучат сейчас в адрес Ильи Хржановского, сделанные на основании эмоций и субъективных мнений, построенных на догадках и предположениях. Мы считаем, что окончательные решения следует принимать после объективных выводов правоохранительных органов”, — отметили в заявлении.

Заявление БФ Мемориальный центр Холокоста “Бабий Яр” В связи со значительным общественным резонансом, вызванным ситуацией…

Опубликовано BABYN YAR Holocaust Memorial Center Среда, 22 апреля 2020 г.

Что еще?

Проект спонсировали сразу несколько организаций и фондов. Среди них и Министерство культуры РФ, а также украинский фонд “Госкино”.

Генеральный директор “Довженко – Центра” Иван Козленко выложил у себя на страничке всю информацию взаимоотношений “Госкино” и съемочной группы. Так, в декабре 2019 года “Госкино” объявило тендер на создание фильма Хржановского. В тендере принимал участие один участник — ООО “Феномен-Украина”, который и выиграл его. Сумма тендера — 6 265 897 грн. Предоплата составляла 5,17 млн. Хронометраж фильма должен составлять 120 минут, а саму ленту должны были сдать до 30 декабря 2013 года. Причем, в договоре, который заключался между государством и компанией, речь шла о создании “материнского” фильма-байопика на основе мемуаров жены физика Коры Дробанцевой-Ландау.

Upd о Дау и Госкино Выкладываю здесь всю историю взаимоотношений Госкино с компанией Хржановского “Феномен-Украина”…

Опубликовано Ivan Kozlenko Понедельник, 20 апреля 2020 г.

Киноленту представили комиссии 26 апреля 2018 года. Тогда показ длился 5,5 часа, но не содержал сцен жестокости. Тогда члены комиссии высоко оценили ленту, так как условия и контекст создания они не знали. В основе ленты лежала история физика Ландау и его жены.

Режиссер пообещал подготовить прокатную версию фильма на 2,2 часа для проката в 2019 году и собирался привлечь Аду Роговцеву для ее дублирования. Тогда же в контракт внесли изменения, по которым хронометраж ленты увеличивался до 327,78 минуты.

Однако фильм, на который компания получила более 5 миллионов гривен из бюджета, комиссии так и не сдали. В 2015 году начались суды по взысканию с “Феномен-Украина” штрафных санкций за невыполнение условий контракта. Следующее заседание назначено на 5 мая 2020 года. “Госкино” требует выплатить компенсацию в размере 1 307 908,30 гривны.

Источник: www.tsn.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *