О чем Ермак и Козак договорились в Минске 11 марта

“Вести” анализируют документ, согласованный в рамках Минской контактной группы

На заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске 11 марта были приняты решения, которые вызвали резкую реакцию части общества. Речь о создании Консультативного совета — нового органа с участием Киева и представителей от ОРДЛО, что, по мнению некоторых политиков, может свидетельствовать о “субъективизации” Донецка и Луганска в переговорах, а также станет тем способом, который позволит РФ отказаться от роли “участника” конфликта, заявив о своей “посреднической” функции.

“Вести” разобрались в подоплеке документа, который уже расколол на два лагеря парламентское монобольшинство и спровоцировал “мини-Майдан”, организованный партией “Голос” у Офиса президента.

В чем суть нового совета

Переговоры проводили при участии официальных лиц — главы ОП Андрея Ермака с украинской стороны (и это, буквально, впервые — до сих пор диалог вели лица, не обличенные весом государственных должностей) и замглавы АП РФ Дмитрия Козака. Изначально детализированных данных о сути договоренностей не было, речь шла о новом обмене удерживаемыми лицами (51 в Украине и 40 — в Донецке/Луганске), о разведении сил, открытии КПВВ в Золотом и Счастье, а также создании некоего нового Совета, функции которого были не определены.

Два дня спустя копии подписанного в Минске документа “утекли” в СМИ. Главную задачу Консультативного совета (так же называется “рабочей группой”) прописали как “диалог, консультации и выработку предложений по проектам политических и правовых решений по урегулированию конфликта” (включая меры по проведению выборов в Донецке/Луганске). Состав — по 10 представителей от Киева и ОРДЛО, а также по одному участнику от ОБСЕ, РФ, Германии, Франции — все страны-участники согласовывают кандидатуры самостоятельно. У Киева и ОРДЛО право голоса “решающее”, а вот страны-посредники имеют “совещательное” право голоса.

Модератор — ОБСЕ, решения принимаются тремя четвертями голосов, а их характер, по сути, “рекомендательный”. То есть речь о такой же ТКГ, но расширенной участием Германии и Франции. Большей конкретики в документе нет — ее, как следует из протокола заседания ТКГ, должны наработать к следующему заседанию, назначенному на 25 марта — тогда же должны подать списки на обмен и перечень мест для разведения сил. Официальную позицию выразила замглавы фракции СН Евгения Кравчук. По ее словам, речь о размывании “монополии руководства марионеточных республик” в переговорах в Минском процессе (читай — ТКГ).

“Позицию Донбасса должны представлять также жители региона, которые его покинули и переехали на подконтрольную территорию. Поэтому Совет может состоять наполовину из жителей, проживающих на оккупированных территориях, и тех, кто оттуда уехал, — это будут люди, которых уважают в регионе, кто понимает специфику региона и его потребности и авторитетны по обе стороны линии разграничения, — утверждает Кравчук. — О каком-либо признании “ЛНР” и “ДНР” речь не шла, не идет и быть ее не может”.

Политолог Алексей Якубин дополняет: положение о Совете не противоречит духу и букве Минских соглашений (в пп. 9 и 10 — речь о “консультациях” и “согласовании”). “Совет создается в пределах и так существующей консультативной подгруппы ТКГ по политическим вопросам — речь о создании политического трека, который вписывается в логику Минска, — сказал он “Вестям”. — А включение представителей Германии и Франции дополняет Совет, увязывая его с “нормандским форматом”.

“Это прямая госизмена”

Данные о создании Совета вызвали настоящую бурю в националистических и подчеркнуто антироссийских политических кругах. “Украина (точнее, власть) согласилась окончательно признать ОРДЛО полноценным субъектом. Россия не берет на себя никаких обязательств по выполнению договоренного, она присутствует в статусе лишь такого себе наблюдателя-гаранта, наравне с Германией, Францией и ОБСЕ”, — считает экс-глава Минобороны Анатолий Гриценко.

“В Минске была создана малороссийская коллегия, где будут заседать российские оккупанты и их марионетки — она будет писать нам Конституцию и решать, как именно на “выборах” легализировать оккупационный режим”, — высказался экс-нардеп от “Свободы” Андрей Ильенко, назвав договоренности “прямой госизменой”.

А нардеп от “Европейской солидарности” Владимир Вятрович обратился в СБУ, НАБУ и ГБР с требованием открыть уголовное производство. Партия “Голос”, вопреки карантину, собрала в пятницу под Офисом президента “Майдан” на 250–300 человек под лозунгами “Не допустимо Мінської зради” и “Ні переговорам з терористами!”, а в субботу на “марше патриотов” (14 марта отмечается День добровольца) звучали уже антипрезидентские лозунги.

Однако куда более тревожным сигналом стала реакция части монобольшинства. Три десятка депутатов, в их числе — Никита Потураев, Андрей Мотовиловец, Богдан Яременко, Дмитрий Наталуха, Гео Лерос, Анастасия Красносельская и др. под неформальным руководством Александра Ткаченко, выступили с открытым письмом-обращением к президенту, в котором выразили “обеспокоенность” созданием Консультативного совета и потребовали “не допустить реализации решений”.

“Украинское законодательство делает невозможным признание в какой-либо форме любые органы власти т. н. ЛНР, ДНР, ОРДЛО и т. д. Все переговоры… должны вестись исключительно с РФ и ее представителями, — написали депутаты. — Мы осознаем, что Совет — лишь совещательный орган без права принятия решений. Вместе с тем, реализация положения о Совете создает основание для того, чтобы поставить под сомнение закрепленную в законодательстве Украины позицию о том, что на востоке Украины происходит вооруженная агрессия со стороны РФ”.

По данным “Вестей”, опубликованию письма предшествовала встреча этой “тридцатки” в ОП с Андреем Ермаком (также присутствовал глава фракции СН Давид Арахамия, в числе подписантов письма его нет). По словам наших источников, Ермак ответил на все вопросы присутствующих.

“В конце встречи между Ермаком и Потураевым (автор обращения. — Авт.) состоялся диалог: Потураев спросил, осознает ли Ермак, что общество находится в напряженности и враги мирной политики президента будут всячески противостоять. На это Ермак ответил: “Я готов”, — передает наш источник.

“Качает” Коломойский?

По словам нашего собеседника, в итоге встречи именно Александр Ткаченко остался наиболее неудовлетворенным результатами. “Затея с обращением была инициативой группы “Плюсов” (читай — Игоря Коломойского. — Авт.), — делает вывод источник “Вестей”. Впрочем, это вовсе не обязательно так.

Нардеп от СН Александр Дубинский, также работавший на “1+1” и считающийся выразителем точки зрения ключевого акционера, в своем “Телеграм”-канале осудил позицию “тридцатки”: “Депутаты-“слуги” могут высказывать свою коллективную позицию в вопросах международной политики исключительно на закрытых заседаниях фракции. Где нас слушают и слышат, — отметил он. — Международная политика — прерогатива президента и главы его Офиса. И у меня не было сомнений, что все их действия направлены на достижение мира”.

По мнению политолога Дениса Гаевского, Коломойский оказался в выигрыше от последних перестановок в Кабмине, и по этой причине не заинтересован в “раскачке” такого рода. “Напротив, Ткаченко не впервые занимает позицию, близкую к националистическим кругам — к примеру, он совместно с Бородянским (экс-глава Минкульта, молодежи и спорта. — Авт.) разрабатывал законопроекты о медиа и дезинформации”, — уточнил эксперт “Вестям”.

Критику же со стороны партий ЕС, “Голос”, отчасти “Батькивщины” эксперты считают как элементом торга или шантажа (например, Петр Порошенко может предложить закрыть часть уголовных дел против него в обмен на снижение уличной активности), так и попыткой вынудить президента отказаться от Минска в принципе.

“Критиков не устраивают Минские соглашения как такие — чтобы Зеленский, как и Порошенко, заблокировал саму возможность мирного урегулирования”, — убежден Якубин. Более того, РФ была зафиксирована в роли “гаранта” мира, а представители Донецка/Луганска — в качестве стороны, с которой проходят консультации в рамках ТКГ еще при Петре Порошенко — в феврале 2015-го, во время согласования Минских соглашений. Об этом пункте предпочитают “забывать” критики позиции президента Зеленского.

“Ни о каком признании “ЛНР” и “ДНР” в каком-либо виде речь не шла, не идет и об этом даже речи быть не может, — высказалась в “Фейсбуке” Евгения Кравчук, признав факт расхождений во фракции. — На встрече с Андреем Ермаком вопросы обсудили, расхождения — зафиксировали. Депутаты выразили опасения общества, и это нормально для демократической страны. Руководитель Офиса президента эти опасения выслушал и заверил, что красные линии перейдены не будут”.

Заклеймили позором

Параллельно четверо депутатов от СН, выходцы из областей юго-востока и переселенцы из Луганской области Максим Ткаченко, Владимир Воронов, Руслан Горбенко, Алексей Кузнецов опубликовали собственное коллективное письмо, в котором выразили поддержку новой площадке: “Нам не очень понятна позиция наших коллег, которые, не разобравшись до конца в программе по реинтеграции Донбасса и договоренностям в Минске, выходят в публичное пространство, — говорится в их обращении. — Рано или поздно в оккупированной части Луганской и Донецкой областей пройдут выборы, и избиратели сделают свой демократический выбор из местных кандидатов, которые не принимали участие в организации незаконного референдума и не были причастны к незаконным вооруженным формированиям. И для начала было бы правильно обсудить критерии отбора этих кандидатов. И что же получается, даже выбрать 10 представителей из выходцев из Луганска и Донецка — это “зрада зрадная?”

Примечательно, что в комментариях под этим постом в “Фейсбуке” подписантов обвинили в приспособленчестве и оппортунизме. Борис Бабин, экс-постпред президента в Крыму при Петре Порошенко и эксперт по международному праву, отметил, что переход на “прямой диалог” с ОРДЛО значит “отказ от материальной ответственности РФ за все убытки на востоке”.

“Военная агрессия со стороны РФ, но переговоры будут вести украинцы с украинцами. Не усматриваете противоречий?” — задается вопросом одесский журналист Михаил Кушнир. Наконец, блогер/ветеран АТО Мирослав Гай, которого причисляют к “группе поддержки” Порошенко, резюмировал все одним словом: “Зрадник”.

Что подписали в Минске и “зрада” ли это – все о консультативной группе

Материал опубликован в газете “Вести” от 16 марта №045 Полный выпуск газеты “Вести” вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Источник: www.vesti.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *