Инфляция ускоряется, а доходы населения падают: чего ждать от экономики зимой и в 2023 году
С начала российского вторжения украинская экономика потеряла 37,2%, практически полностью лишившись целых отраслей экономики. И хотя в конце лета ситуация начала улучшаться, сложности с деловой активностью по-прежнему наблюдаются во всех регионах страны. Инфляция ускоряется, а доходы населения продолжают падать. Все это будет тормозить товарооборот и, как следствие, привлечение новых инвестиций. При этом, как говорят эксперты, 2023 год с высокой долей вероятности будет еще сложнее.
Обвал ВВП
Согласно данным Государственной службы статистики, валовой внутренний продукт Украины в первом квартале снизился на 15%, а во втором квартале упал уже на 37,2%. Как пишет Bloomberg, новые цифры говорят о том, что украинская инфраструктура, экспорт и потребление рухнули.
“Данные, опубликованные Государственным статистическим управлением, дают представление об экономических потерях в результате войны. Центральный банк Украины, который сохранил базовую процентную ставку на уровне 25%, заявил, что любые перспективы восстановления зависят от того, “когда закончится активная фаза войны”, – пишет агентство.
Учитывая различные сценарии замедления боевых действий и возможность возобновления работы портов, Нацбанк Украины заявил, что рост ВВП может возобновиться уже в следующем году.
Положительные сигналы
В свою очередь в Министерстве экономики Украины сообщили, что сокращение экономики за год в целом может составить 33%, но некоторые экономические показатели демонстрируют положительные сигналы.
“Поставки украинского урожая, основного источника экспортных доходов, были остановлены на несколько месяцев из-за российской военной блокады морских портов. Сейчас часть экспорта зерна начала покидать черноморские порты страны и направляться в Евросоюз, а уборка зерна увеличилась в регионах, подконтрольных Украине”, – отметили в Минэкономики.
Платежный баланс “ушел в минус”
Но негатив пока преобладает. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, за 7 месяцев платежный баланс Украины “ушел в минус” на $8,4 млрд, однако был сбалансирован за счет валютных интервенций НБУ и уменьшения золотовалютных резервов (ЗВР).
В первую очередь, из-за войны резко ухудшилось внешнеторговое сальдо с минус $0,7 до $10 млрд, и стремительно увеличился отток валюты по финансовому счету, прежде всего, по операциям реального сектора и населения.
“Поддержку послевоенному платежному балансу оказывают относительно устойчивые поступления от денежных переводов, оплаты труда и значительные растущие объемы внешней помощи от западных партнеров”, – отметил Гетманцев.
Он добавил, что шоковое влияние войны на платежный баланс и неконтролируемое обесценивание гривны помогли смягчить своевременные действия НБУ по ограничениям на валютном рынке и фиксации обменного курса. В то же время, из-за ослабления внешней финансовой позиции давление на золотовалютные резервы и национальную валюту остается значительным.
“Для минимизации этих рисков власти принимают меры по уменьшению дисбалансов во внешней торговле. Прежде всего, в части увеличения возможностей для наращивания экспорта, в том числе решения вопросов страхования рисков, логистики, доступа к оборотным средствам, и своевременного возврата НДС экспортерам. Еще раньше для стабилизации платежного баланса мы отменили большую часть льгот по импорту, введенных в первые месяцы войны”, – сказал Гетманцев.
Украина столкнулась с шоком и обвалом экономики
Экономист Андрей Блинов отмечает, что война нанесла серьезный удар украинской экономике.
“Украина столкнулась с шоком и обвалом экономики. Его пик был в апреле текущего года. Тогда показатель падения валового внутреннего продукта (ВВП) был на более 40%”, – говорит UBR.ua Блинов.
Руководитель отдела аналитики Libertex Partner Андрей Шевчишин добавляет: из-за войны пострадали абсолютно все направления и отрасли украинской экономики.
“В Мариуполе разрушены металлургические мощности. Существенно пострадали машиностроительные производства в Харькове и Краматорске. Есть проблемы с газовыми мощностями и, соответственно, предприятиями, которые используют газ, как ресурс”, – говорит UBR.ua Шевчишин.
По его словам, до сих пор во всех регионах Украины наблюдаются сложности с деловой активностью. Многие украинцы уехали за границу или призваны в армию. Нарушилось функционирование розничного бизнеса, уменьшился товарооборот. Спад произошел во всех секторах предпринимательства.
“В то же время мы видим подъем бизнеса строительных услуг. Ремонтные бригады, стекольщики сегодня востребованы, как никогда ранее”, – отмечает он.
Ситуация начала улучшаться
По словам Блинова, с конца весны – начала лета ситуация начала улучшаться.
“Сегодня остановилась массовая миграция украинцев за границу, часть оккупированных территорий страны вернулась под украинский флаг, Украина получает большую финансовую помощь от Запада”, – говорит Блинов.
Эксперт отмечает, что экономическая ситуация хоть и не стабилизировалась, но ощущается равномерная динамика в ее улучшении.
“Наблюдается постепенный рост депозитов в банках. Это показывает, что существенного бегства гривны в условиях военного положения не происходит, украинцы осторожно относятся к сбережениям и хранят деньги на банковских счетах. Это залог того, что будут хорошо проходить платежи”, – объясняет Блинов.
Он подчеркивает, что стабильная работа системы безналичных платежей крайне важна. То, что за время войны она продолжает уверенно работать – позитивно сказывается на экономической ситуации.
Блинов также отмечает, что расти инфляция в Украине начала еще до войны, во время ковидных ограничений.
“Тогда мы выходили на инфляцию выше 10%. К следующему году мы можем выйти на 30%. Однако, если внешняя поддержка Запада будет продолжаться, это поможет сдерживать рост инфляции и даже снижать ее”, – говорит эксперт.
Поддержка Запада покрывает 40% бюджетных расходов
К слову, премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что правительству уже удалось установить $326 млрд прямого ущерба от агрессии России. Выступая на 17-й ежегодной встрече Ялтинской европейской стратегии YES, он отметил, что сейчас финансовая поддержка международного сообщества покрывает до 40% бюджетных расходов Украины. По словам Шмыгаля, €5 млрд от ЕС должны поступить до конца сентября.
В общей сложности, по словам министра финансов Сергея Марченко, в 2022 году Украина планирует получить около $30 млрд помощи, с начала полномасштабного вторжения, из которых уже получено около $17 млрд.
Андрей Блинов подчеркивает, что крайне важным является, чтобы финансовая помощь была безвозвратной в виде грантов, а не кредитов.
Инфляция 20% будет в радость, а соцвыплаты уменьшатся
Как отмечает Блинов, после шокового падения экономики начался небольшой ее рост за счет налаживания жизни на освобожденных территориях и возвращения к обычной экономической деятельности.
“До конца года ожидается торможение роста цен до уровня 31%. Если продолжится внешнее финансирование, у Украины будет возможность снизить инфляцию до 20%”, – уверен экономист.
Он также добавил, что ситуация улучшится за счет открытия зернового и металлургического экспорта. А вот уменьшение урожая отразится на экономике негативно.
Кроме того, по его словам, государство должно не допустить дефицита валюты, а если такая вероятность будет, необходимо сразу же ограничить импорт.
“К сожалению, не стоит ожидать, что в следующем году улучшится ситуация в социальном секторе. Мы имеем издержки войны. Уровень минимальной зарплаты остается прежним, а средняя зарплата в таких условиях увеличиваться не будет. Соцвыплаты будут в том же размере, как и в текущем году, если вообще не уменьшатся на 20%”, – прогнозирует Блинов.
2023 год будет еще тяжелее
Эксперт обращает внимание, что в истории украинских кризисов, чаще всего самым сложным был второй год.
“После кризиса 2008-го сложным был 2009 год. После 2014-го – 2015 год. Как правило, через год после шокирующих событий наступает медленная адаптация и вскарабкивание из последствий кризиса. Поэтому следующий год может оказаться для украинцев более тяжелым”, – говорит Блинов.
Он отмечает, что на сегодня около 7 млн человек покинули Украину, из которых 4 млн – трудоспособных. Огромное количество оставшихся в стране людей лишились работы и, соответственно, доходов. Официальный уровень безработицы составляет 30%, однако реальный – гораздо больше, так как многие граждане не становятся на учет Биржи трудоустройства. Многие промышленные и коммерческие предприятия свернули свою деятельность.
“Ожидать бума открытия фирм и сильного улучшения ситуации на рынке трудоустройства в следующем году не приходится. Если сравнивать с шоком февраля-марта, когда все вакансии обвалились, то сегодня по ряду секторов вакансии есть, особенно в сфере IT. Также в следующем году будут востребованы специалисты строительных профессий, торговли и коммунального обеспечения”, – говорит Блинов.
Экономика будет зависеть от фазы военных действий
Эксперт подчеркивает, что несмотря на то, что экономическая ситуация сегодня улучшилась в сравнении с весной, расслабляться еще рано.
“Страна находится в состоянии войны. В любой день ситуация может драматически изменится. Недавние события с российской атакой на ТЭЦ и выключением электричества показывают, что мы можем столкнуться с новыми проблемами, которых у нас не было на протяжении минувшего полугодия”, – объясняет он.
Андрей Шевчишин также уверен, что экономическая ситуация в Украине будет зависеть от фазы военных действий.
“Сейчас украинский бизнес и иностранные инвесторы не хотят вкладываться в какие-либо проекты в Украине. Контрнаступление ВСУ и перелом хода войны в пользу Украины может стать хорошим импульсом, который поможет инвесторам улучшить настроение. К тому же, война и связанные с ней риски снизили цены на многие объекты недвижимости, которые могут стать привлекательными для инвесторов”, – отметил Шевчишин.
Что говорят в Нацбанке
Согласно последнему макроэкономическому обзору Нацбанка, стабилизация экономики Украины все еще находится на низком уровне как в производственных секторах, так и в секторах услуг. Восстановление разрушенных мощностей сдерживают боевые действия, сокращение спроса и снижение покупательной способности, а также логистические сложности.
“Потребительская инфляция в Украине ускоряется (с 22.2% в июле до 23.8% в августе)”, – говорится в обзоре.
Также отмечается, что в июле-августе дефицит государственного бюджета существенно уменьшился из-за лучшего международного финансирования и налоговых поступлений.
“Корректировка официального курса гривны в июле и дополнительные меры НБУ для снижения девальвационного давления вместе с открытием “зернового коридора” способствовали снижению давления на валютном рынке”, – говорится в документе.
Источник: www.vesti-ua.net