Коронавирус в Украине – зачем применяют аппараты ИВЛ
200 современных аппаратов ИВЛ закуплены Фондом Рината Ахметова для государственных больниц Украины. Первая партия оборудования поступит в опорные клиники в ближайшее время. Наряду с этим Фонд уделяет большое внимание подготовке медиков к работе с этими аппаратами. Так, совместно с Министерством здравоохранения, Ассоциацией анестезиологов Украины и Минцифры создан образовательный проект. Уже выпущен и размещен в открытом доступе онлайн-сериал “Как работают аппараты ИВЛ”. Также стартовала серия вебинаров, на которых ведущие эксперты Украины рассказывают врачам всей страны о нюансах лечения COVID-19 и применении аппаратов ИВЛ для спасения больных с тяжелыми осложнениями.
На первой онлайн-конференции большое внимание было уделено схемам лечения тяжелых пациентов. По словам экспертов, вентиляция легких в борьбе за жизнь и здоровье таких больных имеет исключительное значение.
"Если не перевести на ИВЛ пациента, которому она показана, он однозначно погибнет. Причем погибнет в течение очень короткого промежутка времени", – сказал во время вебинара профессор Юрий Кучин, первый проректор НМУ им. А.А. Богомольца.
По словам эксперта, одна из основных задач врачей – вовремя распознать необходимость перевода больного на ИВЛ:
"Дыхательная недостаточность не обязательно проявляется прямо сразу. Первую неделю может происходить так, что пациент не нуждается даже в кислородной терапии, у него просто высокая температура. Но если болезнь прогрессирует, в этом случае возникает необходимость сначала в дополнительной оксигенации, которая вначале может быть обеспечена простым добавлением кислорода. Но позже необходимы и другие пути поддержки".
На конференции был разоблачен миф о том, что искусственная вентиляция легких может убить пациента. Все лекторы сошлись во мнении, что это неправда, и к смерти может привести гипоксия, а не ИВЛ. И все-таки, у искусственной вентиляции могут быть негативные последствия для здоровья.
"Мы должны переводить пациента на искусственную вентиляцию, когда не можем обеспечить газообмен менее инвазивными методами. Главное – удержать баланс между тем, чтобы обеспечить пациенту газообмен и при этом не повредить легкие", – пояснил Юрий Кучин.
Эксперт также заявил, что ИВЛ стоит применять с большой осторожностью:
"ИВЛ – это метод протезирования жизненных функций, а никак не лечения COVID-19. Показанием к применению является дыхательная недостаточность, которая потенциально угрожает жизни пациента. Если перевод на инвазивную вентиляцию задержать, это приведет к смерти пациента".
Профессор кафедры анестезиологии и интенсивной терапии НМУ им. А.А. Богомольца, президент Ассоциации анестезиологов Украины Сергей Дубров сказал, что все пациенты с COVID, прошедшие через ИВЛ, нуждаются в реабилитации, хотя ни в одном из случаев вентиляция легких не привела к глубокой инвалидизации:
"Пациентам необходим реабилитационный период с выполнением физической гимнастики и общих реабилитационных методов".
Профессор подчеркнул: во избежание пневмоторакса у пациентов нужно применять современные аппараты ИВЛ.
"Нужно адекватное оборудование, не “Новатор” или “Бриз”, а действительно аппараты ИВЛ, которые “чувствуют” пациента", – сказал Сергей Дубров.