Коронавирус и карантин вызовет кризис, и не один – Александр Ольшанский в интервью Сегодня
Александр Ольшанский стоял у истоков украинского интернета, начинал заниматься IT-бизнесом в девяностые, когда компьютер в квартире украинца еще являлся предметом роскоши. С начала нулевых он руководит крупнейшим доменным регистратором и хостинг-сервисом Украины.
В прошлом году сайт “Сегодня” общался с Александром Ольшанским сразу после его вступительного слова на iForum 2019. Тогда темой самой массовой IT-тусовки Украины было будущее. Никто не предполагал, что спустя год iForum 2020 перенесут из-за пандемии, а массовые мероприятия окажутся под строгим запретом.
Наша новая встреча прошла в онлайне. В этом году мы попросили Александра Ольшанского также рассказать о видении будущего, которое так тревожит и пугает украинцев.
– Сейчас любят говорить: “Мы боялись, что отключат интернет, а в итоге всем отключили оффлайн”. Как эти новые обстоятельства будут влиять на будущее?
– Мне кажется, будущее уже наступило, и поздно говорить о каком-то влиянии. Я считаю, что мы не вернемся к начальной точке – к тому, что было в январе. К примеру, радикально изменится потребность в офисах. Конечно, мы все не переедем в онлайн, но даже если завтра карантин отменят, то многие компании сократят часть офисных площадей, научившись работать в онлайне. У онлайна есть недостатки, но есть и преимущества. Люди научатся их использовать, просто нужно к ним привыкнуть.
“Расцветет” доставка продуктов. Люди поймут, что ходить за продуктами вовсе не обязательно. Кстати, есть такой эффект: покупая в онлайне, экономишь до 30%. И дело не в ценах, а в том, что в онлайне человек не покупает ненужного, не делает огромного количества импульсивных покупок, как при походе в магазин. Хлеб и молоко всегда в конце супермаркета располагают лишь для того, чтобы человек прошел мимо максимального количества полок. В онлайне это не работает. Там тоже будет маркетинг, но по-другому.
– В связи с эпидемией за рубежом активно развивают приложения для отслеживания местоположения. Имея информацию о передвижении человека, можно выяснить, с кем он контактировал, и, в случае заражения, выявить людей, которые в зоне риска. Но есть мнение, что такие технологии могут использоваться не только во благо.
– Любая технология может использоваться во благо, но может быть и обращена во зло. Кто-то через радио рассказывал детям сказки, а кто-то, используя радио как единственное на тот момент электронное средство массовой информации, строил фашистский режим. Любая технология может использоваться двояко. И здесь произойдет следующее:
В странах, где слабы институты контроля за государством, все это приведет к ужасающим последствиям. В странах, где контроль над государством хорош, а институты демократии крепки, это только даст возможность лучше организовать жизнь людей.
К примеру, после 11 сентября 2001 в США был принят “Патриотический акт” (федеральный закон, расширивший полномочия правительства и полиции по надзору за гражданами). Если бы это было принято в Украине, то закончилось бы очень нехорошо, ведь контроль граждан над государством в нашей стране, к сожалению, слаб.
– Можно ли предполагать, что отношения между человеком и государством сместятся в сторону авторитарности?
– Сместятся. Вся история человечества – это продажа своих свобод в обмен на безопасность, а затем – “выгрызание” свобод обратно и, как правило, с жертвами. Вся история устроена именно таким образом. Очевидный факт, что государство – механизм, который меняет свободы граждан на гарантии. Гарантии безопасности, справедливости, социальные. Результат этого обмена опять же зависит от контроля граждан над государством: если контроль сильный, то обмен состоится, а если слабый – то свободы заберут, а гарантии останутся на бумаге.
– Сможем ли мы извлечь какой-то позитив из того, что происходит сейчас в мире?
– Мы не вернемся назад. Карантин отменят, будет еще несколько вспышек – американские аналитики прогнозируют три-четыре вспышки – но я уверен, мы не вернемся туда, где были.
Что позитивного можно назвать, к примеру, в восходе солнца? Эти вещи от нас не зависят, нужно просто приспособиться к новой жизни. Изменения будут значительные. Скорее всего, туризма в том понимании, в котором он был, не останется, мы станем меньше ездить. Не знаю, выдержит ли Шенгенская зона в результате этого кризиса и Евросоюз в целом. Это очень масштабные потрясения для Евросоюза… я бы свои деньги не поставил на эту организацию.
Очевидно, нужны глобальные механизмы управления. Очевидно, что ВОЗ себя не оправдала, при том, что эта организация имеет миллиардные бюджеты. Пандемия ведь была объявлена лишь в марте. Я считаю, будут изменения. С одной стороны, мир опять разделится, но с другой – укрепятся межправительственные институты, они станут более контролируемыми и будут работать лучше.
– Вы сказали, что не поставили бы на Евросоюз. Логично спросить, на кого бы поставили?