Зачем Верховная Рада отменила карантин и приняла “антиколомойский” закон
Депутаты попробовали работать в обычном режиме и чуть не сожгли парламент
Обширная повестка дня 13 мая для Верховной Рады стала “золотой клеткой” – работы, конечно, много, но искушение показать силу парламентаризма пересилило. По сути, народные депутаты 13 мая совершили мини-переворот: не только проголосовали “антиколомойский” проект, но и сняли карантин. Зачем?
День Победы, Шмыгаль и Кристалина
Утро пленарное началось задолго до 10 утра – под Верховной Радой народный депутат Илья Кива (ОПЗЖ) крыл правительство за отрицание такого праздника “День Победы”:
– Данная власть – это власть мышей! Такого премьера для меня не существует.
И доказал делом, не задав премьеру в парламенте ни единого вопроса. Хотя Денис Шмыгаль, впервые после начала карантина придя на Час вопросов к правительству в парламент, заметно волновался. Настолько, что не смог дать ответ на конкретный вопрос: с кем именно из МВФ ведутся переговоры о транше, озвучив лишь имя “Кристалина”.
– Надеюсь до конца мая мы подпишем меморандум, – заметил он.
Зато был четким в расходах Фонда борьбы с коронавирусом (65 млрд грн): 20 млрд грн ушло на ПФУ (пенсионерам), 6 млрд грн на помощь безработным (+197 тыс официально зарегистрированных с 12 марта), 1,6 млрд грн. – помощь предпринимателям с детьми, 2 млрд грн и 3 млрд грн – закупки МОЗ для борьбы с коронавирусом. Еще 5 млрд предполагается выделит на помощь предпринимателям для сохранения рабочих мест.
– Карантин будет продолжен с 22 мая, – понизил голос до загадочности премьер, – но с переходом к адаптивному карантину.
Общественный транспорт, по его словам, будет запускаться аж с 3-го этапа выхода из карантина. Который начнется неизвестно когда.
Нацбанк их поссорил
Следующим номером утреннего “разогрева” стал доклад главы НБУ. Яков Смолий начал оригинально – с данных соцопроса Центра Разумкова, проиллюстрировавших уровень доверия к Нацбанку. После чего рассказал о том, что регулятор реагировал на ситуацию на рынке и снижал учетную ставку. К слову, Яков Смолий не исключает еще одного снижения учетной ставки в текущем году:
– Пространство для этого есть.
Лидер фракции “Батькивщина” Юлия Тимошенко так впечатлилась докладом, что призвала отправить руководство регулятора в отставку, назвав услышанное, как и деятельность НБУ в целом, “высокоинтеллектуальной коррупцией”.
Ее, и не только ее, отклик был услышан – председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков предложил дать поручение профильному комитету разработать проект постановления о выводах по итогам доклада Смолия.
Каким будет этот проект – нетрудно догадаться по настроению руководителя профильного комитета Даниила Гетманцева:
– Деятельность НБУ вызывает много вопросов.
В частности, почему, при снижении учетной ставки, отсутствуют дешевые кредиты для бизнеса.
Во фракции ЕС, с лидером которой связывают руководство НБУ, забеспокоились:
– Это попытка незаконно снять руководство независимого регулятора и поставить очередного своего, – считает Ирина Геращенко.
По ее версии, в пользу подготовки к отставке – как раз поручение Дмитрия Разумкова:
- В повестке дня однозначно – доклад, который не предусматривает никаких постановлений.
Президента уважили
Если это и было испытанием отношений между “Слугами народа” и ЕС на прочность, но фракции прошли его успешно – самый спорный законопроект о банках (“антиколомойский”) был принят без особых эксцессов. Фракция ЕС дала 23 голоса, сами “Слуги” 200 “за”, плюс подмога “Голоса”, группы “Доверие” и внефракционных. В итоге на табло засветилось красивое 270 “за”.
Этому предшествовал приход в парламент президента Украины Владимира Зеленского. Он был очень краток:
– Я обращаюсь к вам с уважением и хочу, чтобы вы поддержали этот законопроект, который должен защитить нашу экономику.
Зеленский приходил, в общем-то, зря: еще до начала заседания народный депутат (фракция “Слуга народа”) Ирина Верещук утверждала, что, если в “СН” голосов и не хватит, то в зале они найдутся.
Внефракционный народный депутат Антон Поляков, автор большинства поправок к “антиколомойскому” закону, также с раннего утра делился тактикой борьбы, – он, по его словам, внесет проект постановления об отмене результатов голосования.
Илья Кива (ОПЗЖ) пригрозил обратиться в Конституционный суд.
– Собственники банков лоббировали, чтобы этого закона не было, – делился тайнами Гетманцев.
В любом случае, мяч теперь на поле президента. Хотя понятно, что Владимир Зеленский, публично поддержававший проект, его подпишет. А дальше?
– Мы же не залезем в голову МВФ, – сокрушался Гетманцев в ответ на замечание, вдруг Фонд выдвинет новые условия. – Мое предположение: МВФ, как и украинские налогоплательщики, наверное, заинтересован, чтобы деньги, вложенные в спасение банк, не пропали.
– Я не видел меморандума МВФ, – признался Разумков.
Зеленский более оптимистичен:
- Ваше решение стало “зеленым светом” для получения Украиной важной финансовой помощи – это миллиарды долларов США”, – заявил он в обращении к народу.
Еще один карантин
Выполнив обязательную программу, народные депутаты сделали себе приятное, – отменили карантин с 18 мая. Но только для себя. Верховная Рада возобновляет работу в полноценном пленарном режиме.
– Я надеюсь, мы будем видеться чаще, – радовался на брифинге по итогам заседания Дмитрий Разумков. – Верховная Рада не может уйти на карантин, мы помогли стране прожить этот непростой период.
Хотя журналистам вход на балкон и кулуары пока заказан – спикер не гарантирует безопасности от коронавируса. Не всем, стало быть, вольница.
Война не снята, хоть обращение и провалено
Вопросом, который мог бы взорвать идиллию рабочей пленарки 13 мая, мог бы стать “российский”. 15 мая истекает срок блокировки российских СМИ и интернет-сайтов. В связи с этим фракция ЕС выразила крайнюю озабоченность и потребовала провести внеочередное пленарное заседание парламента.
– Я думаю, СНБО сама неплохо с санкциями справляется, – откликнулся Разумков на брифинге.
А в зале депутаты не поддержали проект Обращения ВРУ по празднованию 75-летия Второй мировой войны, в тексте которого есть нелицеприятные упоминания РФ и параллели с фашистской Германией. Документ поддержали только 200 парламентариев. Не поддержала проект только ОПЗЖ, но он не был принят из-за того, что “Слуга народа” дала всего 128 голосов.
Впрочем, “слуги” быстро исправились. Как рассказал лидер фракции “СН” Давид Арахамия, собрано 150 подписей депутатов для проведения еще одного внеочередного заседания парламента для принятия постановления о продлении санкций по отношению к российским медиаресурсам. Спикер Дмитрий Разумков молниеносно издал распоряжение о проведении такого заседания 13 мая, сразу после напряженной работы над 26 пунктами повестки дня.
Отыгрались на России в Интернете
Итак, поздним вечером, не отходя от рабочих кресел, депутаты начали еще одно пленарное заседание. Всего один вопрос – об одобрении предложения по продлению срока применения персональных экономических и других ограничительных мер (санкций).
– Это не компетенция Верховной Рады, – горячился Разумков, – вы мне, члену СНБО, будете рассказывать?
Однако Роман Лозинский (“Голос”), представлявший постановление, сумел достучаться до 248 своих коллег – постановление принято.
- Зима 2014 года. Мы строим баррикады на Майдане, а Яндекс показывает блокированные мосты, – сокрушался он тем, что сайт распространял “откровенную ложь”.
– Давайте вместе с СНБО, с СБУ поставим жирную точку в этой истории.
“Слуга” Александр Завитневич заметил, что принятие такого решения будет способствовать уменьшению реальных и потенциальных угроз суверенитету Украины. А Сергей Рахманин (“Голос”) поддержку, что если бы не инициатива депутатов, “не уверен, что СНБО собралась и приняла бы решение так оперативно”.
Действительно, на момент голосования СНБО передал обращение и пакет документов президенту.
– Мне это напоминает фильм “Тупой и еще тупее”, – нервничал Нестор Шуфрич (ОПЗЖ). – Куда мы опять хотим влезть и кто хочет на этом попиариться?
Но Павел Бакунец заговорил о “прекрасном генофонде”. В результате, на табло засветились искомые цифры.
Субъективно: демонстрация силы и пастельные тона
Напряженность все же сказалась – на вечернем пленарном заседании загорелся пульт для голосования у народного депутата “Слуги народа” Максима Ткаченко. Обсуждение проекта “Об оборонных закупках” вылилось в перепалку и в результате, документ был провален.
Весь день президент и парламент (Зеленский и Разумков) играли в перегонки и поддавки. С одной стороны, Верховной Раде удалось хотя бы частично вернуть себе полную субъектность и, хотя бы для людей, выглядеть независимой от президента. С другой стороны, Зеленский показал управляемость своим монобольшинством. Хотя с этим вышла заминка, – за “антиколомойский” закон проголосовала небезопасная (с точки зрения рейтингов) коалиция “Слуг” с ЕС Петра Порошенко. Перед очередным заседанием ТКГ в Минске парламент, с подачи той фракции ЕС и при явной неохоте Разумкова, принимает решение о санкциях против российских сайтов. Что, естественно, скажется на переговорах в Минске. В то же время, президент в обращении к народу благодарит депутатов, следовательно, и Петра Порошенко. ОПЗЖ при этом вытесняется в глухую изоляцию, благодаря чему у “Батькивщины” остается узкое пространство для маневра.
Тем не менее, депутаты прозвали блокаду карантина, которые навязывал премьер-министром. Пусть и для себя. В перспективе это позволит стать центром антикабминовской оппозиции. И хотя Даниил Гетманцев категорически отрицал любые слухи об отставке премьера, насчет министров он не был так категоричен.
В общем, парламент и Разумков опять в игре. Кстати, он опроверг слухи о претензии на мэрское кресло в Киеве. Это значит, что спикер уже начинает кое-кого смущать.
“Думаю, я соответствую всем критериям председателя Верховной Рады,” – подчеркнул он.
Источник: www.vesti.ua