ПриватБанк: сможет ли Рада поставить точку в интриге
Ближайшее внеочередное заседание украинского парламента может стать судьбоносным для Игоря Коломойского в вопросе “Приватбанка”. Но Верховная Рада приготовила сюрпризы.
Много не мало
Напомним перипетии трех последних дней. Скандальный правительственный законопроект, который успели окрестить “антиколомойским”, призвал поддержать народный депутат фракции “Слуга народа” Виталий Безгин от лица еще 19 соратников.
Меньше, чем через сутки после появления его поста в социальной сети, кабминовский проект оброс “спутниками”. Так, по состоянию на утро 29 марта, свои проекты на ту же тему подали народные депутаты Игорь Палица (группа “За будущее”), Александр Дубинский, Ольга Василевская-Смаглюк и Олег Дунда (“Слуга народа” ).
Собирать голоса под “дубль-проекты” пока никто не торопится. Их задача – распылить голоса и мобилизовать сторонников и лояльных Игорю Коломойского под куполом.
Кто со старта “за”
Утром в четверг, 26 марта, в Верховной Раде премьер-министр Денис Шмыгаль провел встречу с лидерами фракций. Обсуждали повестку дня и, в частности, кабминовский “антиколомойский” законопроект.
Встреча не затянулась. Представитель фракции “ЕС” Ирина Геращенко сообщила, что возможность поддержать правительственный проект есть.
“Если говорить о так называемом пакете МВФовских законов, в частности, о банках, там до сих пор предусмотрена строка о компенсации владельцам. Это означает, что в условиях, когда каждый украинец теряет через вынужденный карантин, с украинцев пытаются забрать деньги. Если изымается эта норма, наша политическая сила готова за этот закон голосовать”, – сказала Геращенко.
В эксклюзивном комментарии Вестям народный депутат фракции “Голос” Ярослав Юрчищин рассказал, что фракция готова поддержать законопроект, который бы уберег государственный бюджет, соответственно, деньги налогоплательщиков, от выплат компенсаций бывшему собственнику банка, по которому было принято решение о выводе с рынка.
“Бюджетные деньги должны быть защищены”, – сказал Ярослав Юрчишин и также подчеркнул важность сотрудничества с МВФ, особенно в сложившейся ситуации, когда в Украине, с одной стороны, бюджетный дефицит, а с другой – растут расходы на поддержку граждан, которые потеряют доходы из-за карантина. А “антиколомойский” закон входит в пакет МВФовских.
Стоит ожидать, что этот аргумент будут использовать сторонники “антиколомойского” проекта как один из основных.
Условная поддержка и ни “да” , ни “нет”
Если говорить о ресурсе голосов, то он есть. Вечером в пятницу, 27 марта, президент Украины Владимир Зеленский провел заседание фракции “Слуга народа”. Но позиция фракции по” антиколомойскому” закону неясна. Например, в комментарии “Вести. ua” источник из группы “Доверие” фракции “Слуга народа” сообщил, что “когда будет сформирована повестка дня внеочередного заседания, депутаты группы “Доверие” будут обсуждать его (проект) и принимать решения по каждому пункту, в том числе – по этому законопроекту, если он будет в повестке дня”.
Шансы найти голоса все еще есть – некоторые фракции и группы не обозначили четко своей позиции. Это удобная почва для торгов.
По информации источника, отдельные депутаты-мажоритарщики в “Оппозиционной платформе – За жизнь” будут определяться непосредственно перед голосованием.
Фракция “Батькивщина” тоже не огласила официальной позиции. По информации источника, на встрече с премьером представители “Батькивщины” критиковали проект. Однако в пятницу вечером Юлия Тимошенко в эфире одного из телеканалов рассказала, что встречалась с президентом Владимиром Зеленским, где заявила о выходе из оппозиции к нему. Это можно расценить и как заявку на политические торги.
Чьи интересы “вшиты” в спорный проект
Если исходить из мнения независимого эксперта Александра Хмелевского, высказанного “Вести.ua”, “антиколомойский” закон затрагивает интересы не только Игоря Коломойского.
“На самом деле, проект далеко не однозначный и касается не только “Приватбанка”. Сейчас, через принятие этого закона, прикрываясь требованиями МВФ, круги, близкие к Порошенко, пытаются добыть индульгенцию за действия Нацбанка в 2014-2017 годах, когда предприятия, по некоторым оценкам, потеряли более 500 млрд грн”, – сказал Александр Хмелевский.
Этим, кстати, можно объяснить сложности в поиске голосов.
Ведущий научный сотрудник Института истории НАН Украины Андрей Мартынов также считает, что” подводные течения” в законопроекте есть и они неясны.
“Например, будут ли окончательно списаны долги его бывших собственников этому банку. Не является ли такое списание условием неформального “мирового соглашения” сторон, исключающего дальнейшие судебные тяжбы”, – сказал Андрей Мартынов.
Стало быть, на самом деле” антиколомойский” закон может, что и запутывает парламентариев.
Нестандартный ход
Помимо сложности самого проекта, остается еще один момент неопределенности. Подпишет ли принятый парламентом закон Владимир Зеленский? Учитывая его отношения с Игорем Коломойским, президент сейчас постарается доказать отсутствие зависимости от олигарха. Но интрига остается – ведь факсимиле гаранта под документом зависит от сопутствующих политических факторов.
“Дефолт такого системного банка может иметь печальные последствия для политической стабильности. Открыт вопрос, остается ли невозврат банка бывшим собственником актуальным требованием МВФ. Если да, тогда получается, что другим странам МВФ обещал кредитование на борьбу с коронавирусом без условий, а Украине – нет. Еще один неясный вопрос – наполненность резервов самого МВФ, поскольку “группа 20″ только на словах обещала это сделать. Если в любом случае не будет кредита от МВФ, то в чем тогда смысл этого закона?” – сказал Андрей Данилов.
Источник: www.vesti.ua