Новая сеть АЗС “Нафтогаза”: по какой цене будет топливо
Задача создать государственную сеть АЗС, поставленная НАК “Нафтогазу” для борьбы с завышением цен на горючее у частников, в лучшем случае может быть выполнена за полгода. После этого НАК, вероятно, сможет найти и начать продавать бензин и дизель дешевле других компаний, и значительно ниже нынешних цен, образовавшихся после отмены госрегулирования.
Однако даже так “Нафтогазу” вряд ли удастся снизить среднерыночную стоимость топлива и тем самым достичь изначальной цели создания национальной сети – для влияния на рынок у нового государственного оператора может не хватить автозаправочных станций.
Такие оценки озвучили UBR.ua эксперты рынка. Один из них, впрочем, считает идею государственного участия в цепочке реализации топлива не лишенной смысла. Но полагает, что ее целесообразней осуществить без посредничества “Нафтогаза”. В частности, из-за риска формирования государственной вертикально-интегрированной компании, наличие которой противоречит европейской модели рынка.
Glusco, “Татнефть”, “Приват”: из чего “Нафтогаз” может создать сеть АЗС и какую долю рынка она получит
Президент Украины Владимир Зеленский поставил “Нафтогазу” задачу создать национальную сеть АЗС, чтобы препятствовать удорожанию горючего у частных операторов. Об этом в вышедшем 27 мая интервью “Интерфакс-Украина” рассказал глава правления госкомпании Юрий Витренко, пояснив, что к большим частным сетям у государства и общества есть “определенное недоверие”, связанное с возможными сговорами и искусственно завышенными ценами.
Создание национального оператора не преследуют цели сформировать монополию, заверил Витренко. По его словам, для того чтобы предоставить населению справедливую и реальную альтернативу частным АЗС, государственному оператору будет достаточно 15-30% рынка.
Однако для достижения этого показателя будет недостаточно тех активов, которые власти на данный момент собираются передать “Нафтогазу”.
В первую очередь речь идет о заправочной сети Glusco, до 2021 года принадлежащей бизнесмену Нисану Моисееву, другу обвиняемого в госизмене политика Виктора Медведчука, а затем проданной греческому бизнесмену Димитриосу Анифантакису.
13 мая Киевский районный суд г. Харькова арестовал 145 АЗС и 8 нефтебаз Glusco, приняв ходатайство Офиса Генерального прокурора. Прокуроры в рамках уголовного производства установили, что конечными бенефициарами группы компаний являются резиденты РФ, а ряд сделок купли-продажи корпоративных прав, осуществленных в 2021-2022 году, были сделаны, чтобы скрыть этот факт.
В итоге активы Glusco были переданы в Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА), которое в свою очередь передало их в управление ООО “Нафтогаз Ойл Трейдинг”.
Продажа топлива через сеть из 145 станций не даст возможности “Нафтогазу” занять заметную долю рынка, на котором до войны работало около 8 тысяч автостанций, заметил UBR.ua главный редактор издания “Нефтерынок” Александр Сиренко.
145 АЗС не будет достаточно даже с учетом сокращения числа функционирующих заправок – сейчас их 6,5 тыс., указывает руководитель специальных проектов научно-технического центра (НТЦ) “Психея” Геннадий Рябцев, добавляя, что “неизвестно, сколько АЗС останется после войны”.
Проблема состоит не только в количестве АЗС, но и в их расположении. Объекты Glusco в основном сконцентрированы в Киеве и агломерации, “порядка 50 единиц”, поясняет Сиренко. Чтобы влиять на среднерыночную стоимость топлива на всей территории Украины, национальный оператор должен иметь хотя бы по 20 АЗС в каждой из областей.
“Кроме того, 2/3 заправок Glusco в 2021 году были сданы в 5-7-летнюю аренду. Поэтому пока непонятно, сколько в итоге АЗС перейдет в оперативное управление “Нафтогаза”. Арендные соглашения сначала нужно расторгнуть”, – добавил главный редактор “Нефтерынка”.
Впрочем, остается неясным, получит ли “Нафтогаз” контроль над Glusco в принципе. Спустя неделю после сообщения об аресте объектов компании на ее сайте появилось заявление нового владельца, гражданина Кипра Александроса Александру. Он назвал “недоразумением” решение украинских властей, а также отметил, что у него нет никакой связи с властями РФ и что он уже предпринял меры для решения ситуации с арестом заправок.
Доказать обратное может быть непросто, считает Геннадий Рябцев.
“На словах мы все знаем, чьи там уши. Но для суда нужны серьезные аргументы. Если их будет недостаточно, то “Нафтогазу” изъятие заправок может аукнуться после войны – ведь, скорее всего, именно НАКу будет предъявлен встречный иск в международный арбитраж. Поэтому сейчас важно юридически правильно оформить [передачу активов]”, – говорит Рябцев.
Несмотря на заявления Офиса генпрокурора и АРМА, “Нафтогаз” все еще не получил в управление заправки Glusco, сказал Юрий Витренко в интервью “Интерфаксу”. Для этого государству нужно проявить “определенную волю”, отметил топ-менеджер.
В том же разговоре он воздержался от ответа на вопрос, войдут ли в новую госсеть АЗС принадлежащей НАКу “Укргаздобычи” (20 заправок в Харькове и области, реализовывали продукцию Шебелинского НПЗ).
Однозначного ответа Витренко не дал и относительно возможности вхождения в единую госсеть заправок “Укрнафты” (537 АЗС по всей стране). В “Укрнафте” НАКу принадлежит 50% + 1 акция, оставшаяся часть – группе компаний, связанных с бывшими акционерами Приватбанка.
Благодаря мажоритарной доле “Нафтогаз” может контролировать, чтобы цены в “Укрнафте” “были адекватные” пояснил Витренко. Но при этом указал, что “четкое понимание себестоимости [топлива] не в теории, а на практике” компания получит только после обретения собственной сети.
Отметим, что сейчас бензин А-95 в “Укрнафте” стоит 50 грн/л (данные “Консалтинговой группы “А-95), что на 1,5 грн дешевле среднеукраинских цен.
В то же время как раз за счет заправок, входящих в группу “Приват” (помимо “Укрнафты”, еще 11 брендов, включая “Мавекс”, “Авиас”, “Укртатнафта”, ANP и другие – всего около 1,5 тыс. станций) власти могут сформировать новую сеть, считает Геннадий Рябцев. Во-первых, их распространенность по всей Украине может позволить новому оператору получить статус национального, а не регионального.
Во-вторых, для национализации АЗС “Привата” есть все основания, уверен эксперт – власти могут обратить внимание на ценовые сговоры брендов сети, “формально несвязанных друг с другом юридических лиц”. Отметим, что год назад Антимонопольный комитет уже выписывал штраф компаниям группы за соответствующие нарушения.
Наконец, передать “Нафтогазу” могут и АЗС российской “Татнефти” – об аресте 115 объектов компании (включая автозаправки и нефтебазы) 31 мая сообщило Государственное бюро расследований (ГБР). Там не уточнили, сколько из указанных объектов являются заправками, однако в прошлом году их насчитывалось 91 – при этом, писало издание “Нефтерынок”, компания в тот момент планировала продать 31 станцию.
Таким образом достигнуть указанных Юрием Витренко 30% доли рынка “Нафтогаз” сможет, только если получит под контроль АЗС группы “Приват” – причем не только заправки “Укрнафты”, но и других брендов. В противном случае суммарное число станций в собственности компаний, учитывая объекты Glusco, “Укргаздобычи”, “Татнефти” и “Укрнафты”, составит до 793 АЗС, или около 10% от довоенного и 12% от сегодняшнего рынка (8 и 6,5 тыс. АЗС соответственно).
Тем не менее для начала полноценной работы только АЗС Glusco – чему все еще могут помешать судебные разбирательства – понадобится как минимум полгода, дал оценку главред “Нефтерынка” Сиренко. Значительную часть этого срока предстоит потратить на поиск зарубежных нефтепродуктов по приемлемой цене.
Будет ли дешевле ли бензин у “Нафтогаза”
Александр Сиренко полагает, что госкомпания может закупить топливо в опте по более выгодной цене, чем удается частным трейдерам, за счет договоров на большие объемы поставок.
“У “Нафтогаза” есть преимущество – значительный финансовый ресурс. НАК может добавить к цене, условно, всего лишь $2 на тонне, но забронировать танкер в 30 тыс. т, что доступно единицам”, – объясняет эксперт.
Поэтому в теории после начала работы своих АЗС “Нафтогаз” может начать реализовывать топливо значительно дешевле нынешних цен, которые в среднем после отмены госрегулирования выросли для бензина А-95 до 50,25 грн/л (данные “Консалтинговой группы А-95” на 1 июня).
Проблема в том, что, как считает Сиренко, дешевле ресурс сейчас могли бы продавать и частные операторы – по его данным, в опте они закупают топливо по 40 грн/л. “Государство проиграло борьбу картелям”, – характеризует он решение об отмене госрегулирования.
Кроме того, создание национального оператора не нивелирует возникший в конце апреля дефицит горючего. Вопреки ожиданиям, его не удалось устранить и после отмены государственного регулирования.
Чтобы национальному и другим топливным операторам было что продавать, необходимо не столько найти альтернативные источники поставок, сколько решить проблему с ограниченной пропускной способностью ж/д и автомобильных маршрутных коридоров на границе Украины с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией, отметил Витренко в интервью “Интерфаксу”.
Увеличить пропускную способность прежде всего можно на украино-венгерской границе благодаря нефтепродуктопроводу “Прикарпатзападтранс” – как отмечал директор группы “А-95” Сергей Куюн, потенциал поставок нефтепродуктопроводом оценивается в 200 тыс. т в месяц. Однако заниматься логистическим вопросом в “Нафтогазе” не планируют, следует из слов Юрия Витренко.
По его словам, это не только экономическая, но и политическая проблема. “Нафтогазу” же поставлена задача создать национального оператора АЗС и договариваться с международными компаниями о больших объемах поставок.
Нужен ли “Нафтогаз” государству, чтобы продавать дешевое топливо
В свою очередь Геннадий Рябцев усомнился, что “Нафтогаз” имеет финансовую возможность зарезервировать большие объемы топлива за рубежом – прошлые годы госкомпания завершала со значительными убытками, которые в дальнейшем могут усилиться ввиду возможной утраты дохода от транзита российского газа в Европу.
В связи с этим вполне вероятно, что для обеспечения страны топливом НАКу понадобится дополнительное финансирование из бюджета. В связи с этим и учитывая, что сейчас “Нафтогаз” законодательно не обязан продавать горючее дешевле, чем другие компании, Рябцев считает целесообразным сбалансировать цены на рынке другим способом.
“Государство могло бы закупать топливо, к примеру, через структуры Госрезерва, а потом посредством сети АЗС продавать его по фиксированной цене”, – предположил эксперт НТЦ “Психея”.
В качестве дополнительного аргумента такого решения Рябцев указывает на нарушение рыночных норм ЕС. Даже если из “Нафтогаза” не выйдет монополии на розничном рынке топлива, само создание соответствующего подразделения в структуре НАКа сделает из него вертикально-интегрированную-компанию, контролирующую все процессы реализации ресурса, от его оптовой закупки до продажи конечному потребителю.
Ухудшает ситуацию то, что “Нафтогаз” уже является такой компанией на рынке природного газа. При этом в будущем, согласно жалобам украинских теплокоммунэнерго, НАК может получить контроль и над ними.
Напомним, Зеленский объяснил, зачем нужно наращивать поставки оружия в Украину.
Ранее Вести-ua.net писали,
Бензин появится, цены вырастут, лимиты на АЗС сохранятся: что будет после отмены госрегулирования.
Также Вести-ua.net сообщали, Летняя жара наступает: прогноз погоды на сегодня.
Источник: www.vesti-ua.net