Может ли коронавирус вернуться, когда пик пандемии спадёт?
Как сообщает ScienceAlert, волна пандемии уже утихла в Китае, где новый вид коронавируса впервые появился в конце прошлого года: за последние дни здесь не было зарегистрировано ни одного нового случая.
Но французский специалист по общественному здравоохранению и эпидемиолог Антуан Флау из медицинского журнала The Lancet задается вопросом, не станет ли ещё хуже?
«Китай мог испытать волну, которая, как вестник, предвещает о цунами. Предстоит ли нам увидеть ещё большую волну впереди?» – написал Флау.
Чтобы понять сложность эволюции эпидемий, необходимо вернуться к периоду после Первой мировой войны, когда три волны «испанки» убили почти 50 миллионов человек – больше, чем погибших на войне.
Вопрос о том, почему так произошло, мучил и математиков. В конце 1920-х годов Уильям Огилви Кермак и Андерсон Грей МакКендрик из Шотландии разработали специальные модели, чтобы понять динамику эпидемий.
Кермак и МакКендрик обнаружили: эпидемия не заканчивается, не потому что всё ещё есть «уязвимые» люди. Эпидемия заканчивается тогда, когда достигается так называемый порог «коллективного иммунитета».
«Коллективный иммунитет – это доля тех людей, которые получили иммунитет от вируса (либо переболев, либо получив вакцину, если она есть). Когда коллективный иммунитет станет максимальным, тогда и остановится риск рецидива», – сказал Флау, глава Института глобального здравоохранения Женевского университета.
Эта доля также зависит от лёгкости передачи вируса от заражённого здоровому человеку. Чем более заразна болезнь, тем больше должно быть людей с иммунитетом, чтобы остановить её.
По словам Флау, для ликвидации COVID-19 необходимо, чтобы переболели и получили стойкий иммунитет от 50 до 66% людей.
Уровень заражения сам по себе подвержен колебаниям в зависимости от принимаемых профилактических мер, таких как карантин и самоизоляция. Косвенно влияют и погодные условия.
Флау говорит, что если больной человек заражает в среднем меньше одного человека, то эпидемия заканчивается.
Однако это не означает, что эпидемия закончится навсегда, возможно, она просто возьмёт перерыв. «В настоящее время это происходит в Китае и Южной Корее», – отмечает Флау.
«Меры предосторожности, которых мы придерживаемся во время эпидемии, носят временный характер. Когда мы забываем о них, эпидемия начинается снова, пока не достигнет особого – коллективного иммунитета. Это может занять несколько месяцев или лет», – добавил он.
Руководитель службы инфекционных заболеваний в парижской больнице Pitie Salpetriere, профессор Франсуа Бриксер, также предупредил о возможных рецидивах. «Повторное появление COVID-19 возможно, с сезонным всплеском», – сказал он AFP.
Шэрон Левин, эксперт по инфекционным заболеваниям из Австралии, также задается вопросом о возможности возвращения: «Вернется ли коронавирус? Этого мы не знаем». В 2002 году в китайской провинции Гуандун вспыхнул ТОРС (тяжелый острый респираторный синдром), или коронавирус SARS, известный в СМИ как «пурпурная смерть». Так же, как и у COVID-19, симптомы вируса SARS напоминали грипп и пневмонию: во время размножения вирус разрушал клетки лёгочных альвеол. Во время этой эпидемии число заболевших достигло 8437 человек, 813 случаев закончились летальным исходом. Однако, по словам Шэрон, в 2002 и 2003 годах коронавирус SARS полностью исчез из-за строгих мер социального дистанцирования.
Сейчас весь мир возлагает надежды на разработку вакцины, которую фармацевты обещают предоставить в течение 12-18 месяцев.
Фото: ria.ru
Источник: www.21mm.ru