Нехватка угля на ТЭС: Украине грозит массовое обесточивание
В связи с низкими запасами угля на украинских теплоэлектростанциях (ТЭС) и теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) правительство анонсировало механизм замещения этого ресурса более дорогим газом.
Власти утверждают, что эти меры не свидетельствуют о выходе отопительного сезона из-под их контроля – газ будет использоваться только на отдельных электрогенерирующих предприятиях и в случае крайней необходимости, которая может и не наступить: в ближайшее время в Украину должны прибыть дополнительные объемы угля.
Однако даже частичный перевод ТЭС на газ станет одной из причин повышения стоимости электроэнергии в Украине, которое по меньшей мере составит 20-25%, считают опрошенные UBR.ua эксперты.
Впрочем, это не худшее из последствий предкризисной ситуации, сложившейся в украинской энергетике, – дефицит топлива и недостаток маневровых генерирующих мощностей (кроме ТЭС, балансируют пиковые нагрузки гидроэлектростанции) может привести к веерным отключением света этой зимой. Эксперты считают эти опасения небезосновательными.
Зимой ТЭС и ТЭЦ не хватит как минимум 1 млн т угля
Запасы на складах ТЭС и ТЭЦ, по последним на момент написания материала данным оператора энергосистемы “Укрэнерго”, составляют 463,5 тыс. т. За последние дни они несколько увеличились, но все равно являются недостаточными для полного обеспечения предприятий в декабре – прогнозируемый уровень их потребления угля в этом месяце составляет 1,7 млн т.
Даже в прошлом году, когда по состоянию на 21 декабря запасы угля были более чем вдвое большими и составляли 1,17 млн т, в “Укрэнерго” говорили о риске скорого перевода всех ТЭС на газ – более дорогой топливный ресурс, использование которого должно сильно повысить стоимость электроэнергии.
На фоне этого неудивительными, но все же взволновавшими общественность стали сообщения в СМИ о планах правительства все-таки перевести 100% украинских ТЭС на газ в этом году.
После их появления в Минэнерго поспешили с успокоительными заверениями о том, что речь идет лишь о гипотетической возможности и только частичном, а не полном замещении недостающего объема угольных запасов. Тем более, что эти запасы должны существенно пополниться уже в декабре – на 1,95 млн т как от украинских, так и иностранных производителей.
Для подстраховки в Минэнерго все же внесли на рассмотрение правительства распоряжение о внедрении для ТЭС и ТЭЦ “вспомогательной услуги” по закупке газа теми предприятиями, основным топливом которых является уголь.
Необходимость принятия отдельного распоряжения в ведомстве аргументировали проблемами, которые в схожей ситуации в прошлом году имело принадлежащее государству “Центрэнерго”, один из крупнейших производителей электричества в стране.
“Мы не хотим допустить ситуацию, которая была в прошлом году, когда “Центрэнерго” использовал газ для производства электрической энергии и не имел средств, чтобы рассчитаться за поставленные объемы, потому что не было предусмотрено соответствующего механизма”, – разъяснял замминистра энергетики Юрий Власенко.
Эти доводы, впрочем, не нашли понимания у наших собеседников. Замдиректора Научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев усомнился в целесообразности прописывать отдельный механизм закупки резервного топлива в случае нехватки основного для частных субъектов хоздеятельности, которые могут принять это решение самостоятельно.
“Это все равно, что посоветовать брать зонтик, если на улице идет дождь. Если у компаний не хватает ни угля, ни газа, то они должны были подумать о его поставках заранее. Причем здесь правительство? Я бы понял, если бы речь шла только о “Центрэнерго”, но ведь механизм хотят внедрить вообще для всех ТЭС и ТЭЦ”, – заметил Рябцев.
Дефицит нечем перекрывать
Со своей стороны, руководитель сектора “Энергетика” аналитического центр BRDO Антон Зоркин считает нереалистичными заявления властей обеспечить потребности энергетики углем на протяжении отопительного сезона за счет собственного производства и поставок из-за рубежа.
Хотя правительство говорит о пополнении запасов в декабре на 1,95 млн т, по оценкам BRDO среднемесячный объем добычи угля в Украине ожидается на уровне 1,4 млн т. При этом, согласно данным СМИ, с конца ноября в страну завезли только 126,5 тыс. т импортного угля. Ухудшает ситуацию и то, что увеличивают потребления угля также страны Европы и Азии, столкнувшиеся с дефицитом природного газа.
Эксперт указывает, основываясь на этих данных, что за оставшиеся две недели 2021 года властям необходимо дополнительно найти еще 400-500 тыс. т для покрытия потребления. Однако даже это не позволит предотвратить дефицит ресурса, если говорить не только о декабре, но в целом об отопительном сезоне, подчеркивает Зоркин.
По его оценкам, в отопительном сезоне 2021/2022 (декабрь-март) украинские предприятия столкнутся с дефицитом угля на уровне 1 млн т.
“Среднемесячное потребление ТЭС и ТЭЦ в зимний период составляет от 2 до 2,2 млн т, в зависимости от погодных условий. Поэтому при реалистичном сценарии со среднемесячным импортом даже в 400 тыс. тонн и типичным для зимы температурным режимом можно ожидать дефицит угля на уровне 1 млн тонн (среднемесячный дефицит около 300 тыс. тонн)”, – рассчитал аналитик BRDO.
Исходя из этого он считает вполне вероятным возникновение необходимости перевода предприятий на газ. При этом Зоркин отмечает, что речь не идет о полном замещении, а о ситуативном покрытии дефицита. Кроме того, отмечает Геннадий Рябцев, для части ТЭЦ перевод на газ невозможен, так как в качестве резерва они используют мазут.
Наконец, использование газа на всех ТЭЦ и ТЭЦ было бы нецелесообразным и губительным для экономики, указывает Зоркин, – ведь даже частичное замещение этого ресурса приведет к росту цен на энергетику.
Из-за газа тариф для промышленности вырастет до 5,5 грн/кВт-ч
Запасы природного газа в украинских подземных хранилищах также находятся не на высоком уровне – согласно информации Министерства экономики, по состоянию на 13 декабря их объем составлял 15,4 млрд куб. м. Это примерно на 40% меньше, чем в ту же дату 2020 года и на 20% в 2019-м, но в целом на 13% больше, чем в период 2011-2019 годов. То есть достаточно для стабильного прохождения отопительного сезона.
Проблема заключается в том, что газ должны потреблять не только ТЭС и ТЭЦ. Только с начала отопительного сезона запасы газа снизились на 3,59 млрд куб м – столько голубого топлива было закачено в хранилища за весь 2021 год. Поэтому, вероятно, газ властям придется докупать в дополнительных объемах.
По подсчетам BRDO, в случае покупки дополнительных объемов газа по цене на европейских хабах, средневзвешенная цена электричества в украинской энергосистеме только под влиянием этого фактора может вырасти на 15-20%.
Напомним, 16 декабря стоимость январского фьючерса в Европе превысила $1600 за тысячу кубометров.
С другой стороны, пока Минэнерго не опубликовало текст распоряжения, остается не ясным, будет ли механизм закупки газа для ТЭС и ТЭЦ предполагать разного рода субсидии. Так или иначе, подчеркивают эксперты, но за “вспомогательную услугу” в итоге заплатят налогоплательщики – ведь, кроме как из госбюджета, средства от нее взять некуда. Выпуск государственных облигаций для получения средств взаймы лишь отсрочит нагрузку, отметил Геннадий Рябцев.
Впрочем, электроэнергия вряд ли подорожает для населения – ранее власти зафиксировали цены на уровне 1,44 грн/кВт-ч для домохозяйств, расходующих менее 250 кВт в месяц. При превышении этого объема тариф составляет 1,68 кВт-ч.
Как полагает Антон Зоркин, скорее всего, правительство “из популистских соображений” продолжит такую политику, – но из-за этого рост стоимости электроэнергии для бизнеса только увеличит темпы. По оценке BRDO, рост стоимости газа для промышленности только из-за дорогого газа и при условии сохранении тарифа для населения составит минимум 20-25% от нынешнего уровня.
Как рассказывали нам предприниматели, этой осенью электричество уже подорожало для них на 20-35%. В зависимости от региона и предприятия цена ресурса для них составляет 3,5-4,5 грн/кВт-ч – поэтому перевод ТЭС на природный газ поднимет эту планку по крайней мере до 4,5-5,5 грн/кВт-ч.
В худшем случае населению отключат электричество
Правительство заявляет об отсутствии необходимости в веерных отключениях электроэнергии населению. Однако применения таких крайних мер хоть и можно избежать, соглашаются наши эксперты, но вероятность этого не нулевая.
С одной стороны, недостаток топлива на ТЭС привел к перераспределению нагрузки от них к атомным электростанциям – сейчас в работе находится 14 из 15 энергоблоков на АЭС, в то время как в аналогичный период прошлого года – 11. Доля атомной генерации в общей выработке электричества увеличилась с 45% до 59,4%. Доля ТЭС и ТЭЦ, напротив, снизилась с 38% до 29%.
Проблема здесь состоит в том, что ТЭС и ТЭЦ могут адаптироваться под нагрузки в энергосистеме, оперативно вырабатывая больше или меньше электричества. АЭС же работают постоянно – но и у них всегда есть риск остановки на аварийный ремонт.
При работе одновременно 14 энергоблоков, объясняет аналитик BRDO Зоркин, выход в аварийный ремонт одного из них может быть компенсирован подключением того блока, который находится в резерве.
“Но отключение двух блоков в одном временном интервале (что не является невозможным) приведет уже к необходимости отключения потребителей, поскольку компенсировать потерю 1000 МВт в условиях дефицита топлива для ТЭС будет сложно”, – пояснил эксперт.
В первую очередь веерные отключения затронут промышленные предприятия, акцентирует внимание Зоркин. Но добавляет, что при самых худших обстоятельствах эти меры могут применить и к другим категориям потребителей.
Даже если все обойдется и АЭС будут работать почти на полную мощность на протяжении всей зимы, разбалансировка энергосистемы может наступить в определенный период весны-осени 2022 года, когда энергоблокам потребуется одновременный выход в ремонт.
Впрочем, по мнению Геннадия Рябцева, дефицит топлива с меньшей вероятностью может привести к необходимости отключения потребителей от электричества этой зимой, чем другие факторы. Но они существенны.
Во-первых, он все же считает, что в случае своевременной реализации всех контрактных обязательств на поставку угля, а также с учетом имеющихся объемов газа, этих энергоносителей хватит для потребностей ТЭС и стабильного прохождения отопительного сезона.
Во-вторых, предполагает замдиректора НТЦ “Психея”, многие ТЭС могут останавливать работу лишь под предлогом отсутствия угля, но настоящая причина этого – в катастрофической изношенности заводского оборудования и распределительных сетей, вызванных недостаточными инвестициями в модернизацию.
“Именно старение систем, а не топливо, может стать непосредственной причиной аварийных отключений”, – уверен Рябцев.
Другой существенный изъян в украинской энергобезопасности, который может стать причиной вынужденных отключений света, говорит Рябцев, состоит в огромном дефиците высокоманевровых и аккумулирующих мощностей.
“Если не хватит воды для гидроэлектростанций, которые балансируют систему, то больше этого делать будет некому – тепловые работают в основном на одном энергоблоке. А зимой обычно воды для работы ГЭС и аккумулирующих станций не хватает. Правительство наплевало на эту проблему”, – выразил мнение специалист.
Напомним, В Украине могут поднять тариф на распределение газа: экономист предупредил о намечающихся проблемах.
Ранее Вести-ua.net писали,
Электростанции в Украине остались без угля: когда начнутся веерные отключения.
Также Вести-ua.net сообщали, На Закарпатье грабители под дулом пистолета требовали от ребенка показать, где хранятся деньги.
Источник: www.vesti-ua.net