Анна Мачух рассказала об украинском кинообразовании и кинопроизводстве в Украине
Украинское кинообразование часто обсуждают, осуждают или просто игнорируют. Исполнительный директор Украинской киноакадемии и соосновательница онлайн-базы украинского кино Dzyga MDB Анна Мачух рассказала Сегодня.Lifestyle, как можно повлиять на уровень подготовки профессиональных кадров нашей отрасли кино, как изменилось кинопроизводство за последние несколько лет и где искать международных партнеров.
Вернувшись во времени на 5-10 лет назад, мы увидим, что за год в прокат выходило максимум 2-3 украинских фильма. Сейчас ситуация совершенно иная. Два фильма могут выйти одновременно на одной неделе, а за год их количество превышает 40 картин. Это свидетельствует уже не о становлении украинского кинематографа, а о его стремительном развитии. К тому же, он становится узнаваемым, выкристаллизовывается в определенный бренд, который ранее отсутствовал как таковой. Этому мы обязаны международным кинофестивалям.
Почти на каждой такой площадке Украина представлена отдельным павильоном, а фильмы участвуют в конкурсных программах. Из недавних примеров – дебют Наримана Алиева "Домой", мировая премьера которого состоялась в 2019 году в Каннской секции "Особый взгляд". Дебют другого молодого украинского режиссера Антонио Лукича "Мои мысли тихие", который, кстати, стал лучшим фильмом Национальной кинопремии, получил специальный приз жюри кинофестиваля в Карловых Варах. Валентин Васянович громко заявил об Украине в своей картиной "Атлантида" на Венецианском кинофестивале, где наша страна была представлена впервые. И фильм получил главную награду программы "Горизонты". Ирина Цилык стала лучшим режиссером на кинофестивале "Санденс" с фильмом "Земля голубая, будто апельсин". И это все лишь за один год!
Таким образом о нашей стране и ее кинематографе узнает все больше стран, расширяется география узнаваемости. В то же время мы часто наблюдаем заполненные кинозалы на показах украинских фильмов. Это говорит о том, что зритель перестал скептически относиться к собственному контенту. Теперь он воспринимает украинское кино как полноценного конкурента других фильмов в кинотеатральном расписании.
Но несмотря на такие успехи, у нас все еще недостаточный уровень кинообразования. С одной стороны это становится толчком к возникновению таких самородков, как Алиев или Лукич. С другой – очень не хватает узкоспециализированных специалистов технической сферы.
Это тот вопрос, который уже давно вызывает беспокойство, причем у целой индустрии. Украинская система кинообразования не учитывает новейшие технологии и насущные запросы, а потому продолжает быть формализованной. В институтах кино, как в Карпенка-Карого, продолжает доминировать советская школа специалистов. Их годы активного творчества выпали на то время, когда качественное авторское кино делать не было возможности. Как результат, студентов обучают теоретической базе те преподаватели, которые сняли максимум один фильм. Такая ситуация может быть оправдана только при обучении на киноведческом факультете. Режиссерам, сценаристам, продюсерам, операторам необходим практический подход. А учить теорию 5 лет – это нонсенс, поскольку потом специалисты приходят на съемочную площадку в полной растерянности. К примеру, студенты Американского киноинститута должны успеть за два года снять несколько десятков работ и принять участие во множестве проектах.
Нашу систему подготовки кинокадров, безусловно, нужно реформировать. Несмотря на это, неудовлетворительное состояние кинообразования привело к появлению ряда школ и инициатив, где практикующие профессионалы делятся своим опытом в различных направлениях.
Да, Киноакадемия давно поддерживает такие инициативы, а осенью 2019 года мы успели провести образовательную сессию EAVE ON DEMAND, где детально прорабатывали конкретные проекты. Сейчас в условиях карантина мы продолжаем вносить свой вклад в развитие кинообразования, но уже в диджитализованном формате. Вместе с онлайн-базой украинского кино Dzyga MDB проводим серию вебинаров с известными украинскими представителями киноотрасли.
Среди наших гостей была одна из самых известных кастинг-директоров страны Алла Самойленко. Это тот человек, который нашел актеров на такие фильмы, как "Когда падают деревья", "Дикое поле", "Мелодия для шарманки". Она не просто рассказала какие-то теоретические основы, а подробно объяснила специфику работы в этой сфере и дала практические советы актерам. Еще один мастер-класс провели успешные украинские продюсеры Владимир Яценко, Алексей Гладушевский, Ольга Пантелеймонова и Егор Олесов. Также мы привлекли к прямым эфирам директора компании Cinema Sound Production в Украине и СНГ Владимира Третьякова, чтобы подробно рассказать о специфике работы со звуком в кино.
Такие инициативы, бесспорно, помогают, но это скорее точечный формат, который не предоставит всеобъемлющих знаний профессионалу. Стоит понимать, что