Отмена налоговых льгот: удастся ли украинской экономике восполнить потери
Правительство Украины планирует отменить ряд налоговых льгот, которые были предоставлены бизнесу в начале войны. Более того, министр финансов Сергей Марченко не исключает усиления налогового бремени в будущем для пополнения истощенного государственного бюджета. При этом наибольшее беспокойство вызывает определенная хаотичность решений власти в отношении бизнеса и его деятельности. “Апостроф” разбирался, что в решениях правительства правильно, а что – не очень.
Забыли об отечественном производителе
Вскоре после нападения россии на Украину Верховная Рада приняла закон, предоставлявший значительные налоговые послабления для бизнеса и граждан, чтобы им было легче вынести тяготы войны. В частности, предприятиям с годовым оборотом до 10 миллиардов гривен было разрешено перейти на уплату единого налога в размере 2% от оборота. Также освобожден от уплаты НДС импорт, сняты пошлины и акцизы при импорте автомобилей и горючего. Тогда это было представлено как начало масштабной налоговой реформы, результатом которой станет создание в Украине благоприятного климата для развития бизнеса и привлечения инвестиций.
Впрочем, дальнейших шагов по улучшению инвестиционного климата пока не видно. В то же время, во властных кругах уже говорят о том, что снижение налогов для бизнеса – бесполезное дело, и с этим “либерализмом” пора заканчивать.
В частности, министр финансов Сергей Марченко в интервью изданию The Economist в мае заявил, что если война продлится еще три или четыре месяца, то правительству придется принимать “болезненные меры”. Среди этих мер министр назвал значительное повышение налогов и резкое сокращение расходов.
Правда, пока о новых налогах речь не идет. Но правительство уже хочет вернуться к взиманию части старых. В частности, в Раду уже подан законопроект № 7418, который предлагает отменить ряд предоставленных ранее налоговых льгот. В частности, предусмотрено вернуть таможенные платежи для предприятий, котоорые были от них освобождены.
Кроме того, правительство предлагает вернуть уплату пошлин и акцизов при ввозе в Украину автомобилей. В то же время, должна быть предоставлена льгота (освобождение от уплаты сбора на обязательное государственное страхование) для граждан, покупающих электромобили.
Правда, налоговые льготы на ввоз автомобильного горючего (нулевой акциз и 7% НДС) предлагается сохранить.
Правительственный законопроект, кстати, очень сильно напоминает документ, подготовленный группой народных избранников во главе с председателем парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Даниилом Гетманцевым. Последнего не очень жалуют представители бизнеса из-за его попыток выжать из них все соки. Но сегодня звание главного “врага” бизнеса у Гетманцева имеет шанс забрать глава Минфина Сергей Марченко.
Необходимость принятия правительственного законопроекта обосновывается тем, что предоставленные льготы влекут за собой значительное сокращение поступлений в бюджет.. В частности, за неполных три месяца в Украину без уплаты пошлины и акциза было завезено более 119 тысяч автомобилей. При уплате полагающихся пошлин и акцизов бюджет мог получить от их покупателей около 13 миллиардов долларов.
Экономия бизнеса при ввозе других товаров была менее масштабной, однако достаточно заметной. Так, благодаря освобождению от пошлины при импорте мобильных телефонов предприятия сэкономили более 270 миллионов гривен, одежды и обуви – более 850 миллионов гривен. И, поскольку названные товары не являются предметами первой необходимости, правительство считает, что таможенные платежи следует вернуть, чтобы пополнить таким образом государственный бюджет.
По мнению координатора экспертных групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, такое решение в нынешних условиях вполне логично.
“Норма об отмене НДС на импорт товаров с самого начала была временной, – говорит эксперт – Ее приняли в первые дни войны, когда и население, и бизнес находились в состоянии шока, для того чтобы предотвратить дефицит товаров. И она выполнила эту функцию в первые тяжелые недели войны. Практически единственное исключение составляет автомобильное горючее, на которое до сих пор сохраняется ощутимый дефицит. Следовательно, вполне логично решение правительства сохранить льготы при его ввозе”.
В то же время, поскольку ситуация с большинством товаров первой необходимости относительно стабилизировалась, пора отменить для них таможенные льготы, поскольку они создают достаточно большие проблемы для экономики.
Главная из этих проблем состоит в том, что отсутствие поступлений от таможни и НДС на импорт значительно уменьшает доходы государственного бюджета, и без того сильно страдающего от закрытия большого количества предприятий и спада деловой активности. При этом расходы, в первую очередь на оборону, восстановление разрушенной инфраструктуры, а также социальные выплаты значительно растут.
Кроме того, нынешний порядок ставит в невыгодное положение отечественного производителя по сравнению с импортерами. Ведь он платит налоги, тогда как импортеры от уплаты НДС освобождены. Это при том, что отечественные предприятия, которые находятся и без того в бедственном положении, вынуждены работать в условиях войны, а также имея огромные проблемы с логистикой.
“При таких обстоятельствах многие отечественные предприятия не могут конкурировать с импортерами и вынуждены сокращать или вовсе останавливать производство, – говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. – Так что нынешний резкий спад производства частично происходит и из-за предоставления необоснованных льгот импортерам. Возобновление налогообложения будет способствовать росту производства внутри страны”.
Как полагает Олег Гетман, возврат налогообложения импорта позволит исправить несправедливость в отношении государства к собственным производителям и привлечь в бюджет дополнительно десятки миллиардов гривен в виде импортной пошлины.
Конец бесплатной растаможки “евроблях”?
Наиболее спорным из всех предложенных является решение о снятии льготного режима ввоза автомобилей. Сторонники этого режима отмечают, что за время боевых действий в Украине повреждено и уничтожено огромное количество транспортных средств. И для того чтобы экономика могла нормально работать, эти автомобили необходимо чем-то заменить. К тому же острую необходимость в машинах испытывают Вооруженные силы, и сегодня волонтеры пытаются максимально удовлетворить эти потребности, завозя машины из-за границы. Поэтому льготный режим ввоза в нынешней ситуации очень кстати.
В то же время, освобождение от пошлин автомобилей повлекло за собой значительные потери для государственного бюджета. Причем, как отмечает правительство, зафиксированы неединичные случаи, когда граждане завозили в Украину автомобили премиум-класса, которые точно не являются предметами первой необходимости.
По мнению Ильи Несходовского, решение об отмене налогообложения для автомобилей имело право на существование, поскольку потребность в транспорте в настоящее время в Украине действительно огромная, а собственное производство практически отсутствует.
“Однако, принимая такое решение, законодателям стоило ограничить количество автомобилей на одного человека и их стоимость, – говорит эксперт. – Чтобы под прикрытием хорошего решения кто-то не завозил бы дорогие автомобили за 40 тысяч евро и больше. Сегодня некоторые дельцы завозят машины массово, целыми фурами. Они понимают, что скоро налогообложение будет восстановлено, и после этого цены на автомобили в Украине вырастут, что позволит им дополнительно заработать на их перепродаже”.
Кстати, 7 июня в парламенте зарегистрирован еще один законопроект, предлагающий оставить льготы на ввоз транспортных средств только для участников боевых действий. Это – альтернативный законопроект тому, что был подан Даниилом Гетманцевым и компанией.
Хаос вместо планирования
Таким образом, если отмена некоторых льгот, которые были предоставлены бизнесу в начале войны, выглядит достаточно логично, большинство правительственных решений в сфере экономики на данный момент выглядят несколько хаотично, что создает дополнительные проблемы для бизнеса.
“Для успешной работы предприятия, ему нужно иметь возможность заранее планировать свои доходы и расходы, – говорит Илья Несходовский. – А для этого руководители должны знать размер налогов, которые придется платить, хотя бы на шесть месяцев вперед. А это невозможно в ситуации, когда законодательство меняется каждые два-три месяца. Поэтому правительству и парламенту следует более взвешенно относиться к формированию своей политики, просчитывать последствия своих решений наперед и не вносить изменения, которые придется через пару месяцев отменять”.
Вопросами развития отечественной экономики сегодня занимается Национальный совет по восстановлению Украины от последствий войны, к работу которого вовлечены представители правительства, парламента и экспертной среды. По словам Олега Гетмана, на сегодняшний день совет рассматривает различные решения, одни из которых направлены на формирование максимально либерального законодательства, способствующего бурному развитию бизнеса, а другие предусматривают более жесткую налоговую политику с целью наполнения государственного бюджета.
Какие из этих концепций будут приняты окончательно и лягут в основу новой государственной политики, мы узнаем со временем. Пока же украинскому бизнесу придется, к сожалению, работать в условиях хаотичных изменений, которые предлагает правительство для решения текущих задач в условиях войны.
Напомним, Доллары не принимают обменники: что не так с купюрами и почему придется доплатить.
Ранее Вести-ua.net писали,
«Уманский был прав. Мы говорим о 40 миллиардах гривен «скрученного» НДС в год», – глава ГНС Алексей Любченко.
Также Вести-ua.net сообщали, Ливень снес машину в реку на Тренопольщине – погибла семья.
Источник: www.vesti-ua.net