Тайны и скандалы семьи премьера Дениса Шмыгаля
В родном городе главы Кабмина мы наткнулись на массу открытий
Первый официальный случай коронавируса в Украине и карантин по всей стране отодвинули на второй план кадровые перестановки во власти. Официальная биография нового премьер-министра, львовянина Дениса Шмыгаля, который вынужден будет выводить страну из кризиса, предельно краткая. А о личной жизни — практически ничего. “Вести” отправились во Львов, чтобы больше разузнать о новом главе правительства и его семье. И наткнулись на массу открытий.
Родители на заработках
Улица Поперечная — не центр Львова, но расположена в довольно престижном районе. Рядом с огромным жилкомплексом “Парус Парк” соседствует старая застройка. Здесь в многоквартирной двухэтажке живут Анатолий Иванович и Ирина Феликсовна Шмыгаль — родители премьер-министра. Ветхая калитка, поваленное дерево во дворе, трещины на стенах, зато во дворе радует глаз ковер из дикорастущих крокусов.
Вода есть не во всех квартирах этого дома — в коридоре общий умывальник. Удобства каждый делал для себя сам — кто во что горазд. Шмыгали преуспели больше остальных. В трехкомнатной квартире обустроена даже ванная комната. К массивной двери с первого этажа на второй ведет индивидуальная лестница. Правда, с некоторых пор хозяева посетителей не принимают и с соседями не общаются. Но избрание их сына главой правительства, похоже, тут ни при чем. Натянутые отношения с жильцами через стенку у Шмыгалей уже давно. Но обо всем по порядку.
“Ира в молодости работала где-то в архитектуре, а Анатолий перебивался случайными заработками, чаще всего на стройке работал, — рассказывает соседка Владислава Бондаренко. — Активные такие люди всегда были, никогда без дела не сидели: всегда что-то делали, куда-то бежали, чем-то занимались”.
Дети Шмыгалей — Денис и его младший брат Дмитрий — всецело слушались старших. Родители строго следили за их учебой, не жалели денег на дополнительные занятия и книги. В лихие девяностые, чтобы поставить на ноги двоих сыновей, Шмыгали отправились на заработки за границу. История типичная для этих мест: соседи рассказывают, что Ирина уехала в Италию, Анатолий — в Испанию и Португалию. Тогда уже старшеклассники Денис и Дима стали вести самостоятельную жизнь в однокомнатной.
“Помню, как к ним стучали из местного водоканала и ЖЭКа: дескать, чтобы за долги расплачивались, но они дверь не открывали. Потом, конечно, долги все погасили. Но что интересно, хотя ребята и остались сами — никто ничего плохого за ними не замечал. За старшего был Денис. Они с братом и готовили сами, и убирали, и по хозяйству справлялись. Серьезные такие дети были”, — рассказывает соседка. Тогда же Денис поступил во “Львовскую политехнику”.
Конфликт из-за чердака
С заработков родители Шмыгали вернулись при деньгах и решили расширяться: однокомнатная в мансарде превратилась в полноценную трешку в 80 кв. м. Соседи утверждают, что те просто захватили “чердак”, сделав пристройку-ванную. С этого и начались конфликты.
“Чердак-то был общий. А из-за надстроенной ванной по дому трещины пошли. Пытались судиться вплоть до 2013 года: и в полицию обращались, и в разные инспекции, но ничего не получилось. Нам напрямую говорили, что дела никто не рассматривает по звонку — мы догадались, что за всем стоит Денис, который тогда был уже где-то наверху. Он и отстаивал квадратные метры родителей”, — делится соседка Шмыгалей, не называя своего имени.
Правда, так ли это, проверить не получилось — в Госреестре судебных решений информации о таком деле на сегодняшний момент нет.
“Сам Денис приезжал к родителям недели три тому назад. Ходил по двору с каким-то мужчиной, что-то осматривали, жестикулировали. Мы думали, раз он при должности — может, деревья, сваленные ветром, нам уберут или что-то построят во дворе, но никаких намеков на это. Теперь вот боимся, чтобы нас не выжили отсюда”, — опасаются соседи. И недоумевают, зачем премьеру старенький домик и возня со стариками-соседями, у которых даже воды в квартире нет.
К тому же у Дениса Шмыгаля — свой новый особняк в центре Львова, где он живет с семьей. Кроме того, несколько лет назад он купил квартиру в одном из центральных районов.
Заработать на свадьбу
“Вести” попытались разыскать жену премьер-министра Екатерину. В соцсетях она не активничает, а со СМИ общаться не хочет. Во всяком случае, так передали слова Екатерины ее подруги. А вот они оказались более словоохотливыми.
Рассказывают, что поженились премьер и его супруга в 1998 году, после того как жених окончил вуз по специальности “менеджмент в производственной сфере” (машиностроение), стал инженером-экономистом. Во “Львовской политехнике” пара и познакомилась. Екатерина — родом из Ивано-Франковщины, дочь влиятельного советского партаппаратчика.
Несмотря на то что семьи новобрачных были, мягко говоря, не самые бедные, Денис год после вуза зарабатывал на свадьбу. “В общем, добивался девушку как мог”, — резюмируют их знакомые, с которыми “Вести” пообщались через Facebook.
У премьера две дочери: старшая Анна — студентка все той же “Львовской политехники”, где учится на специальности “менеджмент”, и младшая София — ученица Лицея международных отношений имени В. Стуса.
“Шмыгали такие люди, что сор из избы выносить не станут. Даже для друзей их жизнь скрыта, они о личном не распространяются. Но довольно компанейские, поддержат разговор на любую тему в компании, любят путешествовать. Денис крайне интеллигентный человек — никогда не повышает голос, никогда не ругается, не хамит. Образцовый семьянин — с супругой у него очень хорошие отношения”, — рассказывают общие знакомые.
Особняк Шмыгалей на улице Куликовской, указанный в декларации премьера и записанный на жену, разбит на четыре квартиры и окружен забором. Перед домом — небольшая парковка. На звонок возле калитки никто не отвечает, хотя в одном из окон горел свет, а рядом с домом была припаркована машина. Тут же рядом старые постройки, чьи обитатели рассказывают, что в последнее время семью там не видели.
“Поговаривают, что раньше это был дом на четыре семьи, но Шмыгали его полностью выкупили. Но забор тут высокий, мы практически не видим, что там и кто живет. Единственное — с крыши можно что-то заметить. Место здесь хорошее, центральный район, они люди не бедные — отчего и не выкупить?” — рассказывает соседка премьера и даже разрешает пройти по своей лестнице на крышу, чтобы сделать фото.
Человек Ахметова
Денис Шмыгаль как-то оговорился в СМИ, что в его трудовой книжке около 60 записей. Места работы во Львове он менял как перчатки — точнее, рукавички. Он и в городе стал известен как топ-менеджер торговой сети с таким названием.
С ретейла он начинал еще в студенческие годы: подрабатывал в сети “О’Кей”, затем трудился бухгалтером в Электробанке, работал на Львовском автозаводе, был директором инвестиционной компании “Комфорт-Инвест”, затем “Росанинвест”, а в 2009 году пришел во Львовскую ОГА, где стал начальником Главного управления экономики, затем директором департамента экономического развития, инвестиций, торговли и промышленности.
Параллельно Шмыгаль проходил стажировку в Бельгии, Канаде, Грузии, Финляндии, Германии, работал в управлении Миндоходов области, но и там долго не удержался — ушел в бизнес, руководил сетью супермаркетов “Рукавичка”, возглавлял наблюдательный совет компании “Львовхолод” и Бурштынскую ТЭС.
На бывших работах о Шмыгале отзываются по-разному. Кто-то говорит о нем как о крепком хозяйственнике, который сразу же способен организовать работу с нуля и эффективно управлять большим коллективом.
“Умный, интеллигентный, правильный. Профессионал. Никто никогда о нем плохого слова не сказал”, — уверяет экс-коллега Шмыгаля Дмитрий Посипанко, руководитель департамента внутренней политики при ОГА. Иные сетуют, что Денис Анатолиевич — человек конфликтный, оттого долго не задерживается ни на одной работе. А еще во Львове Шмыгаль считается человеком Рината Ахметова — из-за вышеупомянутой Бурштынской ТЭС, которая входит в ДТЭК — компанию, принадлежащую олигарху.
“Шмыгаль — человек мстительный. Поэтому многие боятся говорить напрямую. Ходят слухи, что во Львове он не прижился, да и как политика его здесь знают немногие. Поэтому благодаря тестю он оказался на Франковщине. Тот его устроил работать к Ахметову, а уже дальше протолкнул на главу Ивано-Франковской ОГА. Так или иначе, но человек с периферии сразу стал премьером, хотя ни здесь, ни в Киеве не был особо активным, не имел прочных связей”, — говорит Евгений, сослуживец Шмыгаля по Миндоходов Львовской области.
Впрочем, нынешний премьер связь с Ахметовым отрицает, заявляя, что главного акционера ДТЭК видел только по телевизору. Но собеседники “Вестей” этому не верят: мол, на такие должности с улицы не берут, только по рекомендации, Ахметов не может не быть знаком со своим топ-менеджером. Кульбит из директора ТЭС в премьеры без влиятельной поддержки тоже считают неправдоподобным.
“Вдумайтесь — за шесть лет Шмыгаль из директора сети местных супермаркетов стал вторым человеком в стране! Может, у него и есть способности и профессионализм, но в Украине такой путь невозможно пройти самому, без лобби”, — рассуждает Евгений.
Отель “Промзона”
В декларации премьер Шмыгаль указал общий доход почти в 3,4 млн грн. Всего за год он получил за работу в Бурштынской ТЭС свыше 2 млн грн. Согласно данным, опубликованным Национальным агентством по противодействию коррупции, Шмыгаль из недвижимости владеет только гаражом во Львове на 15,2 кв. м и земельным участком в Хороснице на 22 сотки. А еще премьер взял у Банка Аваль в ипотеку до 2026 года участок в селе Солонка стоимостью свыше $100 тыс.
В отличие от него супруга владеет более надежным тылом. Согласно информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, это жилой дом во Львове площадью 215 кв. м, купленные ею еще в 2012 году два земельных участка в 5 соток и 25% прав на еще 458 кв. м львовской земли. А также более 400 кв. м в Каменке-Бугской и 22 сотки в Хороснице Львовской области.
Подруги Екатерины утверждают, что у нее есть коммерческая жилка. Она держала пекарню, была совладелицей фирмы по прокату велосипедов. Сейчас занимается только детьми, благотворительностью, иногда посещает светские мероприятия.
В Каменке-Бугской на улице Джерельная всего два здания. Когда-то здесь была промзона. А теперь только ресторан с таким названием и заброшенная постройка. “Лет пять этот ресторан был в аренде и пользовался популярностью как у местных, так и у приезжих. Была хорошая кухня, на территории — беседки, мангалы, пруд. Хорошее было место для отдыха. Потом ресторанчиков стало больше, и “Промзона” закрылась. А сейчас ее кто-то выкупил”, — рассказывает местный таксист Николай Веремеев.
Теперь здесь харчуются разве что бродячие собаки. Но местные уже в курсе, что всю эту недвижимость выкупила семья премьера, а по Каменке-Бугской ходят слухи, что скоро на месте ресторана и заброшенного здания вырастет гостиничный комплекс.
Еще одно место, где сосредоточилось имущество премьера, — село Солонка. Для центра Галичины оно — что-то вроде Пуща-Водицы для Киева. Двух- и трехэтажные фешенебельные особняки. Обычных сельских одноэтажек почти нет. Судя по данным Реестра прав на недвижимость, семья премьера владеет участком на улице Наварийская, 19. Сейчас там в разгаре строительство. Если заглянуть за жестяной забор, можно увидеть фундамент и бетонные блоки. И даже понять планировку будущего дома.
“Приезжают какие-то люди: строят здесь, на участке, кто-то контролирует. Может, Шмыгали и были раньше, только мы не знали, что это они, не присматривались к ним. Сейчас уже присматриваемся, но их здесь не видим”, — говорят в соседнем магазинчике.
По селу ходят слухи, что сюда переберется семья премьера. “Но у нас министры меняются часто. Пока дом построят — может, он уже и не будет премьером, — рассуждает будущий сосед Шмыгалей, не пожелавший назвать себя. — Не то туго соседям придется — это ж охрана будет, камеры, СБУ будет на улице стоять”.
По словам подруг, супруга Шмыгаля от переезда в Киев пока воздерживается — дети привязаны к местным учебным заведениям. Но вскоре ситуация может измениться.
Материал опубликован в газете “Вести” от 19 марта №048. Полный выпуск газеты “Вести” вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
Источник: www.vesti.ua