Взрыв дома на Позняках: как избежать повторения трагедии »

Ежегодно газ взрывается в 50-60 домах

Взрыв в многоквартирном доме киевского района Позняки, по предварительной версии Государственной комиссии техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, произошел из-за утечки газа. Точная причина происшествия, по последним данным унесшего пять жизней, будет определена после изучения всех его обстоятельств. Однако проблема бесконтрольности обслуживания внутридомовых газовых сетей признается экспертами уже сегодня, а ежегодно из-за утечки газа взрывы происходят в 50-60 многоквартирных домов.

В прошлый раз подобный случай произошел 9 июня в Новомосковске Днепропетровской области – к счастью, без жертв. К гибели людей не привели и два происшествия во Львове – в мае 2020-го и декабре 2019-го. Однако суммарно, по данным Государственной службы труда, в период с 2016 по январь 2019-го от взрывов бытового газа погиб 201 человек, пострадали – 390. Всего за данный период в Украине произошло 197 аварий из-за утечки бытового газа. Большинство людей в их результате погибли не от травм, а от удушения чадным газом.

Опрошенные UBR.ua эксперты сошлись во мнении, что единственный способ минимизировать вероятность следующей трагедии – увеличить число проверок внутридомовых газовых сетей. Согласно обновленному законодательству, они уже три года выведены из обязательной сферы ответственности газораспределительных компаний (облгазов).

Электрификация возможна в новом строительстве

Раз и навсегда избавиться от проблемы можно лишь за счет исключения газа из домов и квартир в принципе, через их массовую электрификацию. Согласно Гоструда, большинство происшествий, связанных с утечкой газа, происходит по вине самих потребителей, в том числе по причине игнорирования правил техники безопасности, самовольного подключения газового оборудования к сетям без наличия проектной документации и пр.

Однако электрификация всего жилого фонда не по карману как городским и областным властям, так и самим потребителям.

“Электричество не такое опасное, как газ. Для того, чтобы им пользоваться, нужно меньше ума. Но за чей счет? Ведь это увеличение нагрузки не только в доме. Во-первых, это мощности. Да, у нас “затушили” с перепугу атомные станции, но их можно разогреть опять. Однако возникает вопрос способа доставки. У нас магистрали не выдержат. На то, чтобы реализовать такой проект, нужны очень большие капиталовложения”, – объясняет проблему руководитель Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Украины Андрей Никончук.

Согласен с тем, что газ – слишком опасный способ выработки энергии в домах и координатор “Платформы энергоэффективности” Игорь Черкашин. Переход на электроэнергию, по его мнению, в Украине нужно начать с нового строительства.

“Начать электрификацию в Украине можно с новых домов и с домов, идущих на энергомодернизацию. Драйверами такого перехода могут стать крупные монополисты, которые или хотят получить гарантированный сбыт электрики, или получить свободные объемы природного газа. В любом случае, эти вопросы должны решаться на уровне национальной программы” – выразил мнение Черкашин.

Отметим, что в 2018 году Государственные нормы строительства (ГСН) дополнились запретом на подключение и использование газовых генераторов в новых домах выше трех этажей. Однако затем правило было снято и теперь в новых домах до 10 этажей опять разрешается подключать газ.

Газовый датчик обойдется в 4-5 тыс. грн

Полностью не исключат риск взрыва и превентивные меры, в том числе обязательная установка в квартирах газовых датчиков (газовых анализаторов, датчиков загазованности). С инициативой о введении такой нормы после происшествия на Позняках выступил первый замглавы комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ Алексей Кучеренко.

Поддержал программу по обязательному внедрению газовых датчиков и глава комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко, назвав ее в комментарии UBR.ua обязательной, “зная, в каком состоянии находятся что магистральные, что внутридомовые сети”. Он также отметил, что установка одного такого датчика на квартиру обойдется в 4-5 тыс. грн.

Дороговизна датчика приведет к нежеланию собственников участвовать в программе, признает проблему Олег Попенко. Таким образом, массово обеспечить жилье датчиками можно, как и в случае с электрификацией, лишь в новом строительстве. Однако и в данном случае появится проблема их обслуживания и проверки работоспособности, отмечает Игорь Черкашин.

“Кто из производителей таких датчиков возьмет на себя финансовые риски, если датчик не сработает? Я не думаю, что выстроится очередь желающих участвовать в обязательной программе. Так что это может быть скорее рекомендацией – “обязаловку” советую обжаловать в суде”, – заметил эксперт.

При этом эксперты солидарны, что полностью риск взрыва после утечки газа датчик не устраняет. “Если в квартире сидит глухая бабушка, что даст громко кричащий газоанализатор?”, – заметил Андрей Никончук.

Единственным способом предотвратить опасность взрыва в старом жилье, наиболее подверженному такому риску, остается ужесточение госконтроля за проверками состояния внутридомовых сетей, уверены эксперты.

Газовые сети не проверяют 5 лет

Согласно информации, поступавшей от жильцов дома на Позняках и впоследствии подтвержденной обслуживающей дом газораспределительной компанией “Киевгаз”, в преддверии взрыва компания снимали в квартирах газовые счетчики для осуществления плановой проверки. Жители дома жаловались на запах газа в помещениях.

До окончательных выводов расследования говорить о виновниках и причинах трагедии нельзя, однако Алексей Кучеренко и Олег Попенко отмечали, что “Киевгаз”, согласно законодательству, в принципе не имел права поставлять ресурс в данный дом, так как между его собственниками не был заключен договор на обслуживание внутридомовых газовых сетей (ВГДС).

Проблема, как считают эксперты, возникла после решения Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) убрать из тарифа на газоснабжение стоимость обслуживание ВГДС. В результате изменений собственники дома общим решением стали обязаны самостоятельно определять обслуживающую компанию, которой, если она не является оператором ГРС, для проведения деятельности необходимо получать специальную лицензию в Гоструда. В обязанностях облгазов в то же время осталась лишь поставка ресурса до дома.

“По сути, последние несколько лет внутридомовые газовые сети не обслуживались”, – констатирует Олег Попенко.

Собственники множества домов (особенно тех, кто не определился с формой собственности) не проявляли инициативу по заключению нового договора. В других случаях, как указано в законопроекте №2458, уже принятом в первом чтении и призванном урегулировать проблему, “газоснабжающие компании, при отсутствии четких предписаний законодательства о их обязанности обеспечивать обслуживание, или отказывались от его осуществления, или навязывали кабальные условия договоров”.

Упомянутый проект закона для исправления положения предлагает в тех домах, которые не организованы в ОСМД, обязать оператора ГРС заключать индивидуальные договоры с жильцами, а стоимость обслуживания распределять пропорционально между всеми подписавшими договор потребителями. В то же время законопроектом предлагается обязать НКРЭКУ установить граничную планку стоимости таких услуг.

У собственников дома, которые хотят заключить договор не с компанией-распределителем газа, согласно законопроекту такая возможность останется. Впрочем, Андрей Никончук считает, что обслуживать сети должны операторы ГРС.

“Я надеюсь, что этим будет заниматься тот субъект, который поставляет газ и который за него отвечает. Иначе будет чехарда. Если вопрос заключается только в том, что невозможно определить субъекта, который будет платить за услугу, тогда ее нужно снова “зашить” в тариф”, – отмечает Никончук.

По подсчетам Олега Попенко, платежка, после включения в нее услуги по обслуживанию ВДГС, в среднем вырастет на 5-10%. Однако, как отмечает Никончук, в данной сфере не может быть компромисса.

“Можно сделать двухставочный тариф на газ: один – с включением стоимости обслуживания, а другой – если собственники смогли найти альтернативную компанию, без данной услуги. Но, если общество не готово само принимать решения в многоквартирных домах, правительственным решением нужно прописать обслуживание в тарифе и не бояться негативной реакции. Вопросы безопасности нельзя отдавать на бытовой уровень”, – настаивает Никончук.

Устранить риск можно только увеличив и ужесточив проверки

Устраняя неопределенность ответственности за обслуживании ВГДС, законопроект, уверены эксперты, все же не решит всех проблем, связанных с риском утечки газа. Как замечает Олег Попенко, документ не решает глобальных проблем в жилом фонде. Со своей стороны, Андрей Никончук уверен, что в обязанностях обслуживающих компаний должно стать увеличение числа проверок внутридомовых сетей и квартир.

“Минимизировать риск взрывов можно только через уплотнение периодизации профилактических осмотров – условно раз в три месяца, а не раз в год. Нужно нанимать людей, делать дороже услугу, но обратная цена – разрушение дома”, – предостерегает Андрей Никончук.

По словам Игоря Черкашина, к проблемам в многоквартирных домах привел комплекс законодательных инициатив, коренным образом изменивших ситуацию во всем жилом фонде.

“Предполагать, что возможно иметь в жилом фонде проблемы с газом и не иметь проблемы с лифтами, могут только люди совершенно далекие от корня проблем”, – говорит Черкашин, добавляя, что для устранения всех причин необходимо “серьезнейшим образом пересматривать всю законодательную и подзаконную нормативную базу”.

“Проблемы лезут со всех сторон”, – подытожил эксперт.

Вести-UA

Ты еще не подписан на Telegram?
Быстро жми!

Источник: www.vesti-ua.net

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *